Куда сходить или съездить на майские? Рекомендации архитектора Натальи Масталерж
В сентябре 2021 года в Архитектурной школе МАРШ начинается интенсив PRO «Re(New) Практикум по реконструкции зданий». В этом году программа курса разработана совместно с бюро NOWADAYS office и речь пойдет о реконструкции музейных зданий.
Перед майскими каникулами архитектор, партнёр бюро NOWADAYS office и сокуратор интенсива PRO «Re(New) Практикум по реконструкции зданий» в МАРШ Наталья Масталерж составила список рекомендаций: какие музеи посетить и что посмотреть в эти неожиданно длинные выходные.
NOWADAYS office – архитектурное бюро, основанное в 2013 году в Москве Натой Татунашвили, Натальей Масталерж и Анной Копеиной. С момента основания бюро работает с крупными архитектурными общественными объектами, создает уникальные общественные интерьеры и выставочные пространства. В числе проектов бюро: галерея Мультимедийного искусства МАРС в Абрау-Дюрсо, концепция Музея Современного Искусства АММА в Норильске, реконструкция Еврейского музея и Центра толерантности в Москве. Бюро является победителем нескольких архитектурных конкурсов. В данный момент работает над проектом нового Музея Московского Кремля на Красной площади и его постоянной экспозицией.
Пока наши главные музейные проекты находятся в стадии строительства, мы предлагаем взглянуть на прекрасные примеры «музейной реставрации», выполненные нашими друзьями и зарубежными коллегами в Москве и за ее пределами.
Москва
Совместить осмотр современного искусства с почитанием советского модернизма в Москве можно в МСИ «Гараж». Рем Колхас – известный поклонник совмода, а еще пропускающих свет фасадов, трансформируемых пространств, всепобеждающей горизонтали и пощечин климатической целесообразности в виде пластиковой облицовки фасада здания, расположенного на 56° северной широты. Отдельного внимания стоит пол из матового стекла, спроектированный бюро «Новое» для выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» и напоминающий сценографию фильма Стенли Кубрика «Космическая Одиссея-2001». Он ведет зрителей по нескольким маршрутам выставки, но никогда не разрешает нарушить проложенный путь.
МСИ «Гараж», выставка «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена», бюро «Новое». Фото: Юрий Пальмин
Отрадно, что качественные реконструкции случаются не только с музеями современного искусства, но и с «музеями памяти». Таков московский Музей истории Гулага на Самотечном переулке, и за его реконструкцию отвечали Игорь Апарин и Дима Барьюдин. Как экспонировать темные фрагменты истории, сохраняя объективный исследовательский взгляд рассказчика? Используя меланхоличный приглушенный свет, выстраивая экспозицию как архив документов, артефактов и личных дел.
Музей истории ГУЛАГа, фото с сайта Музея
Памятник авангардной архитектуры до этого занимал музей Гараж (до переезда в Парк Горького). Бахметьевский гараж Константин Мельников разрабатывал совместно с Владимиром Шуховым, пионером филигранных железных конструкций. Их лучше рассматривать не столько снаружи, сколько изнутри. Спроектированное нами новое пространство музея откроется в начале следующего года и во многом вдохновлено гением художников и архитекторов авангардной эпохи, в том числе Эль Лисицкого, Малевича и других. Кстати, выставки последних часто здесь проходят – даром что при музее существует «Центр авангарда».
А еще мы с нетерпением ждем открытия «ГЭС-2» фонда V-A-C. Превращением бывшей электростанции в генштаб амбициозной культурной институции занимается бюро Renzo Piano Building Workshop. Пока комплекс доводят до финальной стадии строительства, нам остается наслаждаться видом на экстравагантные синие башни, сидя на ступенях, заботливо спроектированных у Болотной набережной перед фасадом будущего музея.
Санкт-Петербург
«Полторы комнаты» – недавно открывшийся в Петербурге дом-музей Иосифа Бродского. Удачный пример создания экспозиции на месте квартиры, в которой с 1955 по 1972 жил поэт с семьей. Интерьеры созданы однофамильцем — архитектором Александром Бродским в безошибочно узнаваемой поэтической стилистике «русского бедного» — минимум используемых материалов и максимум пространства.
Музей Бродского, фото: Юрий Пальмин
Став частью Эрмитажа, здание Генерального Штаба обрело новую жизнь. Теперь это главная выставочная площадка музея, на которую, даже если вы признаете только классическое искусство, стоит посмотреть ради масштаба. Петербургские архитекторы «Студия 44» проявили и вернули к жизни анфилады пространства, накрыли куполом внутренние дворы. Тогда же придумали и новые экспозиционные решения для коллекции искусства XX-XXI веков.
Екатеринбург
Ельцин-центр в Екатеринбурге убеждает, что можно придумать музей из бывшего бизнес-центра поздних 90х – ранних нулевых годов. Мотив кругового обхода (автор реконструкции – Борис Бернаскони) обыгран в экспозиции и плане здания, следуя заветам Музея Гуггенхайм в Нью-Йорке. И Екатеринбург не отстает. Мультимедийная часть экспозиции первого этажа музея подготовлена той же командой, что и экспозиция Еврейского музея.
Нижний Новгород
Проект Государственного Центра Современного Искусства «Арсенал» в здании Нижегородского кремля занимает 5 тысяч квадратных метров. Реконструкция авторства Евгения Асса (профессора и ректора архитектурной школы МАРШ) сохранила и подчеркнула основные качества исторического здания: красный кирпич в отделке внутренних и внешних фасадов, арочные перекрытия и простой план, с которым интересно работать, придумывая пространственные фокусы в прямоугольных залах бывших провиантских складов.
«Арсенал», фото: Юрий Пальмин
Абрау-Дюрсо
Отличный сценарий для побега из города на майские праздники – поездка в Абрау-Дюрсо. В 2016 году там открылся спроектированный нами Центр мультимедийного искусства «Марс» в здании бывшего шампанского цеха. Проект реставрации пространства и превращения его в центр мультимедийного искусства был основан на искреннем интересе к прошлому здания, попытке увидеть красоту в наслоениях и следах, оставленных временем. Мы не хотели перестраивать старое, а решили подойти к вопросу реставрации как к добавлению нового слоя, аккуратно отделенного от своей исторической основы. Все интервенции носят временный характер: отдельно стоящие конструкции из «радужной» и черной стали, плавающая в пространстве мебель — даже наливной бетонный пол не касается стен. Посетитель проходит сквозь череду светлых и темных залов, где мультимедийные инсталляции находятся внутри архитектурных.
«Марс» в Абрау-Дюрсо, фото: Павел Сельдемиров