Objects USA 2020: прошлое и настоящее американского искусства и дизайна
Выставка Objects: USA 2020, с 16 февраля по июль 2021 года проходящая в R&Company, исследует американские произведения искусства ручной работы. В экспозиции представлены работы 50 современных мастеров и 50 художников прошлого. Такой плюрализм наглядно показывает разнообразный и гибридный ландшафт современной американской культуры. Кураторы выставки – Гленн Адамсон, Джеймс Земайтис, Эбби Бансер и Эван Снайдерман.
Концепция
В Америке есть движение художников, которые рассматривают создание предметов как форму высокого искусства. Они стараются стереть границы между искусством и ремеслом, артом и дизайном, укоренившиеся в художественной культуре на протяжении многих десятилетий. На выставке Objects: USA 2020 представлены 50 современных художников, стоящих в авангарде этого движения, среди которых Дана Барнс, Роган Грегори, Миша Кан, Джойс Лин и Тифф Мэсси и др., и 50 мастеров, которые вместе были показаны на выставке Objects: USA в 1969 году – Уэнделл Касл, Арлин Фиш, Дойл Лайн, Питер Вулкос, Рух Кларк и др., до сих пор продолжающие оказывать влияние на американское искусство и дизайн.
Экспонаты
Во времена Objects:USA, в 1970-е годы, фибриллярное искусство было на пике популярности, после чего переживало длительный упадок и ошибочно ассоциировалось с макраме и с созданием любых ворсистых ковров. Однако с 2010 года, когда Дана Барнс открыла свою студию, это направление пережило второе рождение. Барнс работает с органическими волокнами – шерстью мериноса, шелком, бамбуком. Ее работы отличаются скульптурной пластикой и тщательно продуманным колоритом. На Objects: USA 2020 представлена настенная скульптура A Sculpted Mass из шерсти мериноса, яка, Готланд и Лестер, шелка, бамбука, конопли и льна, с использованием оксидированного 18-каратного золота.
Настенная скульптура A Sculpted Mess, Дана Барнс, США, 2020. Фото: Dan Root
Легендарный Уэнделл Касл, скульптор по призванию, создавал удивительно пластичные предметы мебели, применяя свою фирменную технику, освобождающую его от стандартов столярного производства. На выставке экспонирован скульптурный монолитный стол Tongue из пластика с гелевым покрытием, армированным стекловолокном. Этот динамичный предмет, где ножка стола буквально стекает, Касл создал в 1969 году.
Стол Tongue, Уэнделл Касл, Рочестер, США, 1969
Роган Грегори показал на Objects: USA 2020 оригинальный подвесной светильник органической формы из гипса, напоминающий кальцитовые натеки или причудливый цветок. Экс-модельер, завоевавший международное признание после коллекции Edun, неожиданно для многих ушел из fashion-индустрии, посвятив себя созданию мебели, светильников и аксессуаров из камня, дерева, гипса и бронзы. В своих работах он обращается к природным формам, напрямую цитируя их или оставляя символические намеки.
Подвесной светильник из гипса, Роган Грегори, США, 2020. Фото: Joe Kramm
Один из самых провокационных концептуальных керамистов Западного побережья в XX веке – Ховард Коттлер – обладал удивительно тонким художественным чутьем и хорошим чувством юмора. Его самые знаменитые произведения – ироничные высказывания на тему противоречий американской жизни. Менее известная, но знаковая работа, представленная на выставке в R&Company,– Deco Dream Pot из глазури, покрытой белилами и глянцевым лаком, сочетает элементы поп-культуры с историзмом, предвосхищая более поздний постмодернизм.
Deco Dream Pot, Ховард Коттлер, США, 1970. Фото: Joe Kramm
Среди экспонатов Objects: USA 2020 – Skinned Table, представляющий собой переработанный антикварный предмет из орехового дерева, латуни и золотой акриловой краски от Джойса Лина. Центральная тема работы дизайнера и художника – исследование тревожных условий новой эры, которая получила название антропоцена: «Я одновременно обеспокоен и зациклен на непрозрачности индустриального общества, в котором способы производства и утилизации скрыты для понимания…».
Skinned Table, Джойс Лин, США, 2020. Фото: Joe Kramm
Дэвид Уайзман смело смешивает японизм, ар-нуво, ар-деко, идиомы модернизма и поп-арта в уникальные органические формы современного дизайна. К примеру, экспонат Objects USA: 2020 – тончайший стол Bowerbird из бронзы, фарфора, серебра, кристаллов кварца и эмалированной меди.
Bowerbird Table, Дэвид Уайзман, США, 2019. Фото: Mark Hanauer
Есть и среди представленных на Objects: USA 2020 работ ювелирные украшения: ожерелье из серебра и кости Peacock & Dragonfly; серебряная пектораль Inca и ожерелье из серебра и янтаря Moroccan Memory авторства Арлин Фиш. Непревзойдённый мастер, игривый новатор, Арлин часто вдохновлялась церемониальными украшениями Древнего Египта и Мезоамерики, которые она с особым вниманием изучала в музейных коллекциях.