Проблемы умных городов: о чем говорили на «Иннопроме – 2017» в Екатеринбурге
С 10 по 13 июня в Екатеринбурге проходил VII Международный форум промышленного дизайна Global Industrial design в рамках выставки «Иннопром». Дизайнеры, архитекторы, инженеры, ученые и технологи со всего мира на протяжении трех дней дискутировали о том, что волнует каждого из нас, – о будущем. Инновации транспорта от Энтони Грэйда из Франции, роль промышленного дизайна в установлении мира на планете от Азад Абдул Кадера и Кэнэпати Гопэлакришнана из Индии, проектирование будущего через смартфон от Фернандо Менендеза из Италии, дизайн-образовании в России от представителей московских и санкт-петербургских филиалов зарубежных вузов, а также многие другие темы бурно обсуждались в павильонах «Екатеринбург-ЭКСПО». Мы выяснили, о чем на «Иннопроме» в целом и форуме в частности говорили громче всего.
Об умных городах
Лев ЛевинДиректор по стратегии и развитию в европе и странах Ближнего востока компании Cisco Systems
Про умные города говорят лет десять, и уже существует достаточно много примеров внедрения элементов умного города. Это подключение различных структур города к IT-сети, это сбор и нормализация данных, это автоматизация городских услуг – сервисы, которые улучшают жизнь горожанина и в то же время дают возможность для монетизации, для бизнеса и для реализации интересов администрации города. Однако я сказал бы, что мы не видели пока ни одного по-настоящему умного города, если брать во внимание сугубо комплексный подход. С чем это связано? Во-первых, довольно часто в администрации города отвечают, что на централизацию и автоматизацию города не хватает средств, ведь все финансы уходят на социальные нужды, транспорт и т.д., а не на стратегическое развитие. Во-вторых, существует не так много специалистов, способных реализовывать подобные комплексные проекты. В-третьих, иногда администрация специально развивает внекомплексные отдельные системы, связывая это с большей кибербезопасностью: если на один проект будет оказан какой-то негативный эффект, то на жизнь города в целом это не повлияет. И, наконец, последняя причина – это несообщенность департаментов в городах. Они просто не взаимодействуют. При этом у каждого департамента свои бюджеты, свои задачи, свои идеи, и они не всегда увязываются в единый план развития города. Соответственно, при выборе умной системы учитывается, прежде всего, ее стоимость и способность решать конкретные проблемы определенной службы города.
«Екатеринбург-ЭКСПО»
Об умных жителях
Виктория ДобровольскаяЗаместитель генерального директора агентства инновации Москвы
Вопрос смарт-городов – это не конкуренция за высокий ВВП или улучшенную городскую среду, это вопрос качества человеческого капитала. По большому счету, для того, чтобы администрация верно распределила стратегический бюджет, нужно адекватно оценить восприятие города жителями, а зачастую жители вовсе не хотят идти в ногу со временем. Ни один город не может моментально поменять мировоззрение людей, не может всех выселить и привезти новых, умных людей, которые могут пользоваться smart-городом. Когда Сингапур себя проектировал, он ставил очень важный стратегический вопрос: какого типа жителя я хочу видеть в этом городе через 50 лет. Исходя из этой позиции, изначально создавался ряд ограничений, не позволяющих то или иное поведение, а проектирование и технологии шли впереди горожанина. Мы же в основном пытаемся подстроиться под горожанина, в то время, когда надо учиться общаться не отдельно с инвестором, дизайнером и жителем, а искать компромисс на начальной стадии.
Об умном управлении
Андрей БезруковДиректор по маркетингу компании GS Group
Сейчас в России с умными городами так: главным драйвером модернизации региона является руководитель этого региона, который думает о стратегическом развитии либо ради собственного продвижения, либо для пиара самого региона, либо для попытки монетизирования и только в конце списка причин – и то в редких городах, таких как Москва, Казань, Санкт-Петербург, Екатеринбург – стоит жизненная потребность администрации и жителей в новых технологиях. Тут нужно сказать о двух ключевых проблемах: совершенно понятно, как это все реализовать с точки зрения технологий, но совсем не понятно, как это обеспечить организационно, финансово и построить грамотную бизнес-модель. Кроме того, у большинства регионов России возможности для реализации подобных историй нет. А если мы говорим про мегаполисы, то нужно, вероятно, пересобирать всю инфраструктуру и архитектурно выстраивать ее заново, так как иначе мы будем заниматься ничем другим, кроме как централизацией хаоса.
Промышленные роботы японской компании Yaskawa
Об экологии дизайна
Доктор Амарат ВийюруОснователь Invent Сonsultancy, ученый и изобретатель, председатель Kwinox Toys and Games
Экология дизайна не должна ограничиваться только лишь экологичным транспортом, потому что дома, стенды, магазины, водные бассейны, воздух – все хочет быть максимально экологичным. Мой друг, Энтони (Энтони Грейд, вице-президент Renault, директор по дизайну программ, руководитель направления дизайна в России – Design Mate), сейчас говорил про экологически чистый транспорт, но он был таким еще 500 лет назад, и были экологичные, красивые, монументальные города на заре цивилизации. Что изменилось? Потребности людей. Представьте, что существовал бы всего один завод по изготовлению машин, который делал бы десять машин в день. Удовлетворило бы это мир? Нет. И у нас тысячи заводов, производящих десятки тысяч машин. Кроме того, все эти машины должны отвечать определенному уровню комфорта, иначе бы мы ездили на лошадях и упряжках с быками. Принцип довольно прост: я хочу посетить вас, вы хотите посетить меня и сделать это максимально быстро, комфортно и экологично – вот три столпа, на которых основывается современный дизайн для современного человека. Электрокары сейчас не удовлетворяют первому требованию – если вы хотите прокатиться с ветерком или уехать за город на выходные – это не ваш вариант. Однако технологии развиваются, благодаря человеческим мечтам. Мы фантазируем, мы хотим быть быстрее, сильнее, мощнее и придумываем себе машины, дома – реальность, которая бы делала нас таковыми. И здесь союз дизайнера и технолога – это как раз, по моему мнению, идеальная схема для создания новой экологичной жизни сверхчеловека.
Пленарная сессия «Умное производство»
О поиске границ возможного
Виталий БаланчукПредставитель технопарка Университетский, руководитель инжинирингового центра
Очень часто, когда дизайнеры придумывают какое-то технологическое решение, оно не в полной мере соответствует реальной жизни. И для того, чтобы проверить гипотезу, будет ли такая конструкция надежна, мы применяем метод компьютерного моделирования. Так, например, Ауди А8 – это автомобиль, который изначально был полностью смоделирован в программе, виртуально произведен подетально и виртуально же разбит о виртуальную стену на crush-тесте. В итоге была получена машина, на 94% соответствующая компьютерной модели с высоким рейтингом безопасности. Компании пришлось сделать лишь один подтверждающий реальный crush-тест вместо серии подобных испытаний и сэкономить большие суммы.
По сути, в будущем живые образцы и не понадобятся – дизайнеру достаточно будет лишь смоделировать деталь и проанализировать ее в программе. Собственно, в Европе такая технология уже работает: это технология сквозного проектирования. Также, если говорить о возможностях будущего, сегодня активно развиваются технологии 3D-сканирования и, в частности, направление, которое немного отстает, – сканирование архитектурных сооружений. Для чего оно необходимо? Для реставрации и модификации зданий, проектирования надежных конструкций, контроля строительства и т.п. А самым необычным направлением в 3D (и к тому же самым экологичным) является печать домов. К сожалению, пока что нет материала, из которого можно напечатать дом просто в чистом поле. Для этого нужна совершенно определенная экосистема, потому что любой порыв ветра высушит бетон, и слои не смогут связываться. Но вот в московской области был напечатан дом под специальным куполом, имитирующим необходимые погодные условия, и этот дом действительно стоит и не сыпется.
И все же, проблемы остаются. Во-первых, крайне чуткий и пока что единственный возможный материал для строительства – геобетон. Его использование во многом ограничивает полет мысли архитектора. Во-вторых, новый подход к проектированию. Технология требует знаний всех нюансов инжиниринга от архитектора, а следовательно, возникает необходимость в какой-то школе дизайна «Как напечатать дом». Иначе дома будут красивые, но непрочные. Ну, и третья проблема – это документация. Даже если вы напечатаете дом, вам не дадут его ввести в эксплуатацию, так как пока нет нормативной базы, а ее создание займет как минимум пять лет. Однако само существование подобных технологий четко очерчивает порог, за которым нас дожидается будущее.