Самое интересное из мира дизайна и искусства: с 3 по 9 мая
Новая подборка мероприятий включает в себя выставки в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге: экспозиция Таисии Коротковой, которая переосмыслила фольклор, работы цифрового художника Адама Мартинакиса, арт-резиденция Даши Трофимовой об адаптации к новым условиям.
Лекция Ирины Кулик «Science fiction как руина»
5 мая. Начало: 19:00. Цена: 500o
C science fiction современных художников объединяет интерес к изменениям временной перспективы. Будущее оказывается не утопией или дистопией, но постоянно отдаляющимся горизонтом, ускользающей точкой, из которой мы стремимся увидеть то, что останется и что стоит оставить от нашей цивилизации. Так, американский скульптор Даниэль Аршам и российская группа Recycle создают будущие реликвии из современных бытовых предметов. Но и само будущее, каким мы знаем его по научно-фантастическому кино и литературе, может предстать в виде руин, увиденных с точки зрения еще более отдаленных времен. Аргентинский скульптор Адриан Вильяр Рохас создает величественные руины, про которые мы не можем с уверенностью сказать, идет ли речь о земной или инопланетной цивилизации. Корейская художница Ли Бул представляет искалеченные фигуры киборгов, напоминающие разбитые драгоценные нефритовые статуи буддистских божеств и смешивает образы космической фантастики с реминисценциями исторического авангарда. Впрочем, возможно, что руины будущего, как и руины прошлого – только искусный фейк, наподобие грандиозного проекта Дэмиена Херста «Сокровища с места крушения „Невероятного“», и тогда апокалипсис не так уж неизбежен.
Таисия Короткова. Темный лес
29 апреля — 30 июня. Цена: 400o
В новом проекте Таисии Коротковой отправной точкой для создания работ стали блоги сталкеров, которые описывают свои походы на заброшенные объекты в жанре, близком к фольклору. В традиционной волшебной сказке лес — важная часть повествования, связанная с памятью о местах, где проходили обряды инициации. В современных городских легендах в лес отправляются в поисках приключений и за приобретением особого опыта. Работая над созданием серии «Темный лес», Таисия Короткова использовала необычный материал — клееные скатерти. Отсылающие к ритуалу гостеприимства, ответственность за который в традиционном обществе принадлежит женщинам, они становятся изнанкой военизированного «мужского» мира, создающего оружие. Сшивая скатерти в единое полотно, художница напоминает о роли женщины, как рассказчицы сказок, а также о той роли, которую выполняли женщины в древних обрядах посвящения.
Скрытые пространства
29 апреля — 29 октября. Цена: бесплатно
С 29 апреля по 29 октября в музее «Новый Иерусалим» в подмосковной Истре будет проходить выставка испанского художника и фотографа Хосе Мануэля Баллестера. Его работы из серии «Скрытые пространства» представляют собой точные реплики всемирно известных живописных полотен, но без ключевого элемента – человеческих фигур. На выставке «Скрытые пространства» будут представлены около двадцати работ, в том числе «опустошенные» реплики «Сада земных наслаждений» Иеронима Босха, «Весны» Сандро Боттичелли, «Распятого Христа» Диего Веласкеса, «Благовещения» Леонардо да Винчи, «Обручения Девы Марии» Рафаэля, «Охотников на снегу» Питера Брейгеля Старшего. Также в экспозицию войдут несколько авторских реплик известных картин российских художников.
Адам Мартинакис. Символ бытия
29 апреля — 1 августа. Цена: 1000o
Музей Эрарта представляет выставку работ цифрового художника Адама Мартинакиса. Фокусируя объекты друг на друге, художник не приглашает нас вступить с ними в контакт. Искусство становится для него мостом, соединяющим дух и материю, живое и отсутствующее, личное и универсальное. Ограничиваясь минимумом действующих лиц, Адам Мартинакис позволяет зрителю сосредоточиться на главном — на вибрациях жизни, разлитых в его работах. Благодаря этому зритель получает метафизический опыт переживания пустоты, которую автор воспринимает как истинное пространство.
Aventurine. Арт-резиденция Даши Трофимовой
30 апреля — 25 июля. Цена: 150o
«Дом Метенкова» продолжает четвертый сезон программы арт-резиденций выставкой Даши Трофимовой. Обратившись к истории своей семьи при создании проекта, художница начала разговор о выборе и человеческой способности адаптироваться к новым условиям, возникающим в кризисные моменты жизни. Собственные детские воспоминания и рассказы Галины Николаевны, мамы Даши, стали для художницы отправной точкой в ее проекте. Галина Николаевна, получив образование геолога и должность горного инженера геофизика, после развала СССР приняла решение сменить род деятельности и открыть сувенирную лавку, специализирующуюся на продаже камней и минералов. Реконструируя по фотографиям из семейного архива рабочее место своей мамы – стеклянную витрину, заменяющую собой и прилавок, и выставочной стеллаж, Даша вновь заполняет его.
Типомания
1-16 мая. Цена: 300o
На выставке будут представлены около 400 работ со всего мира. Посетителей ждут плакаты швейцарской студии Balmer Hählen, книги тайваньского дизайнера Ванг Жи-Хонга и яркие принты тайбэйской дизайн-студии O.OO. Также свои работы покажут нидерландская студия Dumbar, графический и шрифтовой дизайнер из Франции Марго Левек, немецкая студия Yukiko, дизайнер визуальных коммуникаций из Лондона Тина Тули, Brest Brest Brest и другие дизайнеры, художники.
Андрей Троицкий. Пространство — Превращения
до 9 мая. Цена: 300o
Выставка включает в себя серию из 27 черно-белых фотографий, рассказывающих о переломных моментах в жизни фотографа: о столкновении со смертью, поиске любви и своего предназначения. Андрей Троицкий – призер фотофестиваля в Токио, обладатель первого места на конкурсе Monovision Photography Awards в Лондоне, ученик фотографа и теоретика фотографии Александра Лапина, кинорежиссер.
Владимир Чернышев, Устина Яковлева. В тени ландшафта
до 9 мая. Цена: 200o
Центральной темой выставки стало переосмысление культурного ландшафта и децентрализация художественных практик в России в момент, когда мир остановился, а привычное течение жизни было нарушено. В своих работах Чернышев обращается к материалам, которые постоянно меняют свои агрегатные состояния - текучим, застывающим, живущим своей жизнью гудрону, канифоли и глине. Устина Яковлева предлагает погрузиться в размышления и природу, в изменчивый ландшафт русского севера, откуда родом ее семья. Художественную практику она выстраивает вокруг магических пейзажей русского севера, рассуждая о тишине и уединении.