«Миражи» Александра Савинова: гид по новой выставке в Музее русского импрессионизма
Вместе с течением сезонов в Музее русского импрессионизма сменяется и экспозиция: масштабное исследование жанра портрета заменит персональная выставка художника Александра Савинова. Яркий представитель Саратовской школы живописи, он объединил в своих крупноформатных картинах-панно связь с родным регионом и любовь к классическому итальянскому наследию. Собрали все самое главное об экспозиции и ключевых работах в традиционном гиде.
О выставке
Александра Савинова неслучайно называли «умиротворенным Врубелем»: в его произведениях нашли отражение характерные черты мастеров Саратовской школы, заигрывающие с элементами классического искусства. Принадлежность к известному культурному течению художник делил с такими мастерами, как Виктор Борисов-Мусатов, Кузьма Петров-Водкин и Павел Кузнецов. Узнаваемым почерком Савинова стала необычная поверхность его работ, которая напоминает ажурное полотно с призрачными силуэтами-миражами.
Для выставки «Александр Савинов. Миражи» кураторы отобрали знаковые работы художника, отражающие разные периоды его жизни и карьеры. Увлечение монументальной росписью и древнерусским искусством, поездка по Италии, студенческие эксперименты и преподавательская деятельность — произведения, представленные на экспозиции, позволят познакомиться с ключевыми моментами творчества Савинова и прочувствовать личность художника.
В дополнение к выставке команда музея традиционно запускает спецпроект: на этот раз он подробно рассмотрит феномен Саратовской школы живописи. Экспозиция объединит работы ключевых представителей школы, которые раскрывают узнаваемые черты этого художественного объединения.
Знаковые работы
В парке культуры1938-1942. Частное собрание, Санкт-Петербург
Картина «В парке культуры» — яркая иллюстрация авторского стиля Александра Савинова. Благодаря своему настроению и цветовому решению это полотно разительно отличается от более ранних работ автора. Здесь художник обратился к жизнеутверждающим золотисто-охристым оттенкам — будто залитое солнечным светом, произведение излучает ощущение радости и счастья. Савинов работал над картиной на протяжении четырех лет – с 1938-го по 1942 год – в своей питерской мастерской на Зверинской улице.
Балкон, увитый цветами. Рим1910. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова
Одним из самых сильных и заветных желаний Александра Савинова стало путешествие в Италию — художник хотел собственными глазами увидеть наследие великих мастеров. Во время одной из таких поездок и родилась картина «Балкон, увитый цветами. Рим». В Европе художник работал очень активно, писал сразу несколько картин в один день и скомпоновал ключевые образы своих будущих произведений.
Портрет Лии Цитовской 1909. Государственный Русский музей
Один из главных портретов в творчестве Савинова изображает его жену — Лию Львовну Цитовскую. Их роман начался в Неаполе, во время одной из европейских командировок художника. Какое-то время супруги жили на острове Капри — почти безоблачная обстановка вдохновила автора на написание нескольких портретов возлюбленной. Вернувшись из Италии, пара поселилась в Харьковской губернии, откуда затем перебралась в Саратов и Петроград.
Мальчик-итальянец 1911. Государственный Русский музей
С картиной «Мальчик из деревни Ciociara» (так звучит оригинальное название работы) Александр Савинов принял участие в восьмой выставке Союза русских художников, которая проходила в Москве и Петербурге. Для создания произведения художник взял за основу популярный тогда образ местных жителей Чочарии — земли в итальянском регионе Лацио. Так, мальчик на картине одет в яркий колоритный наряд.
Берег Волги 1903. Государственная Третьяковская галерея
Волга — еще один ключевой образ в творчестве художника. Здесь, у берегов реки, он делал свои первые зарисовки; здесь же располагался дом его семьи. Савинов возвращался к своим воспоминаниям о родном месте во многих произведениях, каждый раз по-новому воспроизводя любимый образ.
Автопортрет1902. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
К работе над своим автопортретом Александр Савинов приступил в 1902 году и писал его преимущественно ночами. Художник изобразил себя в комнате, которую он снимал с товарищем на Васильевском острове в Петербурге. Полотно получилось особенно темным, выполненным в сумрачном колорите, а подарить его автор решил матери — Екатерине Ивановне.
Увидеть эти и другие живописные произведения Александра Савинова можно в Музее русского импрессионизма с 21 октября 2022 года по 22 января 2023 года.
Все фото: Музей русского импрессионизма.