Белый шум: что смотреть на выставке Людмилы Крутиковой в галерее Fifth Avenue
Белый шум: что смотреть на выставке Людмилы Крутиковой в галерее Fifth Avenue
До 15 апреля в московской галерее Fifth Avenue открыта выставка Людмилы Крутиковой «Белый шум». Представленные на ней живопись, скульптура, графика, а также литофании, рожденные на стыке двух последних жанров, приглашают зрителей исследовать «видимое» и «скрытое». Новый кураторский проект Марины Ширской — это размышление о природе восприятия в условиях информационной перегрузки. Рассказываем, что смотреть на выставке и как работы художницы позволяют замедлиться и услышать тишину.
О выставке
«Поток сигналов, переполняющих мир, зачастую скрывает от нас суть происходящего. Важное поглощается беспорядочной и поверхностной информацией, а форма и содержание теряют в этом шуме четкие границы», — описывает концепцию выставки куратор Марина Ширская. В экспозиции Людмилы Крутиковой, однако, этот шум трансформируется в среду для исследования восприятия реальности и иллюзии, статики и движения. По словам Ширской, он становится средством настройки восприятия, помогая различать главное и улавливать то, что остается незамеченным в повседневной суете.
Фото: Алексей Дупляков
Марина Ширскаяискусствовед, куратор выставкиСегодня реальность утопает в нескончаемом потоке сигналов — визуальных, звуковых, смысловых. В этом гуле данных смысл рассеивается, а суть ускользает. Но в «Белом шуме» Людмилы Крутиковой шум — не хаос. Он позволяет откинуть лишнее, настроить восприятие, сосредоточиться на том, что действительно важно, будь то форма, ритм, свет или собственные мысли. Для каждого этот процесс будет своим: кто-то увидит структуру, кто-то растворится в тишине. В любом случае это не фон, а пространство сосредоточенности, которого нам всем не хватает.
Основой ДНК проекта стали литофании, балансирующие между скульптурой и графикой: как отмечает куратор, именно они формируют «нерв» экспозиции. Рельефный рисунок на поверхности тонких листов фарфора проявляет объем только в лучах направленного света, что придает объектам особенно мистический и таинственный характер. Эта игра света и тени продолжается в других работах на выставке — живописи, графике и скульптуре.
Здесь все строится на переходах и неопределенности, которые позволяют зрителю точнее настраивать взгляд.
Сама художница рассказывает, что название «Белый шум», подобно ее многослойным работам, вмещает в себя множество смыслов. Оно появилось случайно: «Когда люди приходят ко мне в мастерскую, я люблю узнавать их эмоции и впечатления относительно увиденных работ. В один из приездов Марина Ширская, глядя на графический лист, сказала: “Знаешь, это такой белый шум”. Мне показалось, что именно эта фраза, вырванная из контекста, может стать названием выставки», — делится Людмила Крутикова.
Людмила КрутиковахудожницаВсе, чем я занимаюсь (графика, скульптура, живопись), — это единый организм. Любая творческая работа требует собранности, внутреннего напряжения и концентрации. Одна работа как будто вырастает из другой, становясь ее продолжением. Графические линии на скульптуре проникают в структуру формы, создают иллюзию новой трехмерности, выходящей за грани физического объема. Это попытка зафиксировать момент движения, подержать в руках пространство, когда скульптура становится несущим контуром, рисующей линией.
Фото: Алексей Дупляков
По словам Крутиковой, экспозиция основного зала в галерее Fifth Avenue способствует правильному восприятию трехмерных работ. Так, объекты можно разглядывать целой группой, а можно гулять между ними, рассматривая с разных точек. «Необходимо чувствовать материал, осязать его всеми возможными способами. Это путь познания и внутренней работы», — заключает художница.
Работы
Динамика света, 2024
В этой работе, созданной акрилом на холсте, свет предстает как энергия, импульс. По задумке Людмилы Крутиковой волна преломляется, отражается и рассеивается во времени и пространстве, меняя видимость.
Спирали, 2019
Художница называет эту работу символом времени, движения жизни, цикличности, вечного изменения и развития. «Спирали» выполнены в технике офорта, которая придает графическому изображению ощущение глубины. В то же время акватинта (разновидность офорта) создает градации тонов.
Круги, 2019. Весна в городе, 2019
Как отмечает художница, с литофаниями происходят настоящие метаморфозы. Это сложная, изменчивая визуальная конструкция, в которой видимое и скрытое меняются местами. При направленном свете графические рельефы литофаний обретают объем. Таким образом именно свет меняет интенсивность видения.
Перемещения. Открытая форма, 2023
Пространство внутреннего и внешнего в скульптуре абсолютно равнозначны — внутреннее пространство держит внешнюю тектонику формы, а внешние границы создают пространство внутреннего.
Движение внутри, 2024
«Природа не терпит пустоты. Человеку свойственно заполнять окружающую его физическую пустоту необходимыми вещами. Даже внутреннюю пустоту, которая возникает в нашем сознании, мы заполняем своими мыслями и образами», — описывает эту скульптуру художница.
Фото на обложке: Алексей Дупляков.Фотографии работ предоставлены художницей.