Искусство в городе: гид по работам и локациям фестиваля Rosbank Future Cities 2022
В начале недели в пяти городах России стартовал второй фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities. Увидеть работы художников, размышляющих об экологических практиках в диджитал-искусстве, можно как в пространстве метавселенной, так и вживую — в виде физических арт-объектов. Рассказываем, как превратить последние дни лета в запоминающееся арт-путешествие.
Следуя своей главной цели – сделать диджитал-искусство доступным для каждого, – организаторы фестиваля Rosbank Future Cities разработали собственную метавселенную. Теперь проекты молодых художников можно увидеть не только в городах-участниках (Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Самаре), но и из любой точки планеты не выходя из дома. Все работы так или иначе отражают основную тему события – «Cо–существование. Экологические практики в цифровом искусстве», – в рамках которой авторы ищут способы гармоничного взаимодействия человека с окружающей средой и возможности для более экологичной жизни в городе. Предлагаем познакомиться с арт-объектами фестиваля и их авторами — увидеть эти и другие работы, а также принять участие в live-перформансе и обширной образовательной программе можно до 12 сентября.
Авторы и работы
FLORA FATALICA
Начать знакомство с миром диджитал-арта можно с работы FLORA FATALICA, которая находится во дворе Московского музея современного искусства. Яркая светящаяся скульптура — это проект мультимедийной художницы Анны Фобии. В своей практике она изучает проблему неконтролируемого распространения Борщевика Сосновского, рассматривая взаимодействие человека и мира растений. Орнаменты световой работы напоминают соцветия борщевика: они излучают ярко-зеленый свет, символизируя тем самым «опасность» растения. Скульптура появится и в других городах фестиваля — например, на фасаде Центра современной культуры «Смена» в Казани.
Анна Фобия
reGeneration
Увидеть другой арт-объект фестиваля можно, не покидая ММОМА. Здесь, в зоне входной группы, художницы Мария Купцова и Марина Музыка разместили свою инсталляцию reGeneration. В проекте авторы исследуют острую проблему загрязнения источников воды в мегаполисах и поднимают важный вопрос о том, что человеку необходимо изменить свои отношения с окружающей средой. Работа демонстрирует, как люди дистанцируются от экологических проблем, не понимая, что они — это неотъемлемая часть экосистемы. Инсталляция reGeneration также представлена в Ельцин Центре в Екатеринбурге и на территории пространства «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге.
Мария Купцова
Марина Музыка
«Быть для дерева ветром»
Еще один арт-проект фестиваля – работу «Быть для дерева ветром» Натальи Федоровой – можно найти в Санкт-Петербурге. Художница создала своеобразный поэтический генератор, который преобразует физиологические параметры дерева в стихи. Проект демонстрирует, как городская среда влияет на деревья. Специальные датчики, установленные на десяти деревьях в пространстве «Севкабель Порт», следят за их состоянием, а полученная информация интерпретируется с помощью экспериментальной поэзии. Так, работа исследует идеи «интернета деревьев» и «умной» управляемой природы, а также дает возможность по-новому взглянуть на роль естественной среды в городе.
Наталья Федорова
SHUM
Во дворе Музея Москвы спрятался проект SHUM мультимедийной художницы Олеси Лавриненко, который изучает проблему шумового загрязнения мегаполиса. Работа выполнена в виде скульптуры абстрактного насекомого, прислушивающегося к окружающим его звукам города: текстура на объекте сгенерирована с помощью алгоритмического кода, который преобразует аудиоряд в визуальный. SHUM показывает, как антропогенный звук изменяет сенсорную среду насекомых и паукообразных, мешая им вести привычный образ жизни. В Казани найти работу можно будет на павильоне в парке «Черное Озеро», а в Самаре — на балконе Музея Модерна.
Олеся Лавриненко
Biomorphism
В рамках фестиваля на медиафасаде кинотеатра «Октябрь» будет размещена видеоработа Biomorphism диджитал-художника Кирилла Контре. В своем проекте автор создает утопический мир будущего, в котором человек, технологии и природа сосуществуют в гармоничном балансе друг с другом. Например, человек учится у окружающей среды и внедряет природные формы и свойства в технологии, совершенствуя тем самым себя и мир вокруг.
Кирилл Контре
На обложке: работа Biomorphism диджитал-художника Кирилла Контре. Все фото: Rosbank Future Cities.