Поиск новых форм со-бытия: что (успеть) посмотреть на выставке паблик-арта «Быть здесь»
До 22 сентября на территории жилого комплекса «Южная Долина» и музея–заповедника «Горки Ленинские» при поддержке RDI Group проходит сайт-специфик проект «Быть здесь», в котором участвуют студенты и выпускники Института современного искусства Иосифа Бакштейна. Молодые авторы создали более сорока работ, которые разместились на трех площадках — в здании недостроенной бетонной галереи, в лесу и на территории усадьбы. Рассказываем о нескольких работах проекта, которые вступают в диалог с городской и природной средой, по-разному переосмысляя концепцию со-бытия.
«Душечка» Galolbo
«Душечка» — рассказ Антона Чехова, друга семьи Морозовых и одного из любимых писателей Зинаиды Морозовой, чья усадьба находится на территории музея-заповедника «Горки Ленинские». Художница украсила приусадебные цветочные оранжереи золотыми спасательными одеялами, заменив ими стекла в некоторых пролетах. Сама художница рассказывает: «Думаю, я могла бы считать свою “Душечку” успешной, если бы этот проект откликнулся в душе какого-нибудь мецената, он отреставрировал оранжереи, и в них снова распустились удивительные цветы». Объект задумывался как способ размышления о любви и доброте, о возможности «быть собой, оставаясь здесь».
«Жилец» Danil Danot
На одном из деревьев в парке расположился объект из текстиля и синтепуха художника Данилы Danot. Сам автор называет его духом природы, который летает над головой случайного прохожего. «Жилец может видеть всех и при этом оставаться незамеченным», — рассказывает художник и предлагает зрителю зеркальную ситуацию: не обладать знанием о происходящим вокруг, а самому обдумать увиденное. По задумке автора столкновение с неизведанным может натолкнуть на осмысление своего места в мире и хотя бы ненадолго выбить почву из под ног. Одна из задач работы заключается в том, чтобы человек хотя бы на секунду перестал мыслить себя как «венца природы».
«Птицы» Алена Троицкая
Изучая пространство бетонного павильона – места проведения основного проекта, – художница обратила внимание, что здание постоянно наполнено голосами птиц. Хотя звуки доносились из леса, казалось, что щебетание слышно из самого павильона. Так родился образ птиц, свивших себе гнезда в нишах заброшенного строения. Птицы выполнены из керамики и сделаны в рамках групповой практики как часть проекта «Проницание» несколькими людьми, что делает каждую из них индивидуальной и непохожей других. Словно проникая в здание и обживая его, они превращают его в свою среду обитания. Создается впечатление, что это птицы смотрят из своих ниш на пришедших людей, а не наоборот, заставляя задуматься, не являемся ли мы сами объектом наблюдения других существ.
«Мы связаны» Ангелина Ушко
Вдохновением для работы послужили плесневые грибы. Художница вместе с подругой-экологом долгое время обсуждала биобаланс и пришла к тому, что грибы — это настоящая вершина эволюции с механизмами защиты от среды (склероцием) и тремя видами размножения. В работе над инсталляцией автор сделала выбор в пользу фактур, напоминающих плесень, и цвета окружающей среды здания. Вязание крючком было выбрано в качестве основной техники потому, что, в отличие от других текстильных практик, здесь используется одна активная петля. Это напоминает медитативный процесс деления клеток — от одной к множеству. Объект стремится напомнить всем, что человек — не вершина мира, а лишь еще один винтик сложного механизма.
? ОШОРОХ ЕСВ Наталья Стручкова
Зеркальная работа Натальи Стручковой становится читабельной, только когда зритель делает с ней селфи. Только так каждый может отправить фото в соцсети, получать желанные лайки и испытывать удовлетворение от «социальных поглаживаний», а значит, чувствовать, что «все хорошо». А вот зрение без камеры дает нам нестабильную картину мира. Художница рассказывает: путешествуя по миру, она обратила внимание, что в разных культурах и странах вопрос «все хорошо?» может означать совершенно разное. В Европе это, скорее, холодная вежливость, а в южных странах — веселый повод для знакомства. В России такой вопрос задают обычно в ситуации, когда видят, что что-то и правда «нехорошо» — это искреннее проявление внимания и сочувствия к проблемам другого.
На обложке: работа ? ОШОРОХ ЕСВ, Наталья Стручкова.Все фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля.