Выставка «Мемфис: 40 лет между китчем и элегантностью» в музее дизайна Vitra
С 6 февраля 2021 по 23 января 2022 в галерее музея дизайна Vitra проходит выставка «Мемфис: 40 лет между китчем и элегантностью» в честь юбилея создания одной из самых провокационных дизайн-групп XX века. Вспомним основные вехи истории Memphis и иконические предметы, которые можно увидеть на выставке.
Немного истории
«В молодости все, о чем мы когда-либо слышали, – это функционализм, функционализм, функционализм. Этого не достаточно. Дизайн должен быть еще чувственным и захватывающим», – однажды сказал архитектор и дизайнер Этторе Соттсасс. И зимой 1980 года позвал к себе в миланскую квартиру нескольких дизайнеров-единомышленников в надежде изменить ситуацию и преодолеть диктат функционализма. Все участники встречи были против того, что продукты должны соответствовать классическим и универсальным формам, фактурам и цветам. В тот вечер каждый делился своими эскизами оригинальных предметов мебели и светильников, и Этторе, посмотрев на новаторские творения, предложил дизайнерам объединиться и создать новую коллекцию из всех работ. В этот момент звучала песня Боба Дилана Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again, которая и вдохновила назвать группу собравшихся Memphis.
Группа Memphis на кровати Masanori по дизайну Масанори «Таварая» Умеда, 1981
Дебют группы состоялся на Миланской мебельной ярмарке 19 сентября 1981 года. Коллекция, включающая 55 продуктов, практически полностью состояла из прототипов, что было необычно для того времени. В тот день без какого-либо официального представления или даже каталога люди выстраивались в очередь, чтобы увидеть оригинальный дизайн Memphis, с яркими цветовыми решениями и смелыми геометрическими формами. Среди представленных предметов были шкаф с дверцами со змеиным принтом; диковинные часы и ярко раскрашенный книжный стеллаж Carlton. Все эти новаторские предметы ярко артикулировали позицию участников Memphis против так называемого «хорошего дизайна» и, подобно телевидению, должны были активно коммуницировать со зрителями, рассказывая свою уникальную историю. В числе авторов первой коллекции были: Андреа Бранци, Алессандро Мендини, Майкл Грейвс, Ханс Холляйн, Широ Курамата, Питер Шир, Масанори Умеда, Арата Исодзаки, Терри Марискаль, Паола Навоне, Луиджи Серафини и Бруно Грегори из Studio Alchimia и др.
В 1982 новинки Memphis украсили апартаменты модельера Карла Лагерфельда в Монте-Карло. В то время гуру дизайна, уважаемый за свой безупречный вкус, очень любил необычные формы. Яркие предметы контрастно и эффектно смотрелись на фоне черного пола и серых стен.
Апартаменты Карла Лагерфельда в Монте-Карло, меблированные предметами Memphis, 1982
В 1987 году группа дизайнеров-единомышленников распалась.
Иконические предметы Memphis Group
Выставка в галерее музея дизайна Vitra «Мемфис: 40 лет между китчем и элегантностью» – дань уважения легенде, которая, несмотря на свою не столь долгую творческую жизнь, навсегда изменила представление о дизайне. В числе экспонатов – работы группы Memphis, созданные в период 1981-1985.
В своей первой коллекции дизайнеры Memphis представили техники и цветовые схемы, которые ранее никогда не применялись и не сочетались. Наравне с недорогими материалами, например, ламинированной пластиком фанерой, и чрезвычайно угловатыми формами, участники группы широко использовали яркие цвета и узоры, зачастую противоречащие друг другу.
Один из самых известных проектов группы, представленных на выставке, – лампа Super, спроектированная Мартин Бедан в 1981 году. Предмет представляет собой металлический полукруг, окрашенный в темно-синий цвет, с шестью лампочками, вставленными в разноцветные цилиндры. Лампа на четырех колесиках мобильна. Как описывала ее сама Мартин Бедан: «это что-то вроде маленькой собачки, которую я могу носить с собой». Впрочем, ничего удивительного – игровой подход и смешение эстетик были характерными дизайн-приемами Memphis.
Мартин Бедан, лампа Super, 1981
Еще один иконический предмет коллекции из экспозиции – кресло Bel Air конфетно-красного цвета со спинкой в форме акульего плавника. Изделие, бросившее вызов традиционному дизайну стула, скомпоновано из разных форм. Асимметричность подлокотников подчеркнута контрастными цветами, а вместо традиционных ножек – деревянный шар неонового оранжевого цвета. Созданное скульптором Питером Широм в 1982 году, кресло Bel Air было названо в честь одноименного отеля в Беверли-Хиллз.
Петер Шир, кресло Bel Air, 1982
К наиболее знаменательным произведениям группы относятся шкафы и буфеты, созданные Этторе Соттсассом. Например, буфет Beverly, разработанный в 1981 году, – еще один экспонат выставки в музее дизайна Vitra. В нем сочетаются несочетаемые материалы и формы. Дуга из хромированной трубчатой стали с цветной лампочкой, деревянный корпус, покрытый ламинатом с рисунком, на дверцах – змеиный принт. Beverly – это характерный пример объекта, созданного на грани китча и элегантности. И, кстати, этот буфет был в числе предметов, приобретенных Карлом Лагерфельдом для его пентхауса в Монте-Карло.
Этторе Соттсасс, буфет Beverly, 1981
Буфет Beverly в апартаментах Карла Лагерфельда в Монте-Карло, 1982
Еще один экспонат выставки – стол-консоль Tatar, созданный Этторе Соттсассом в 1985 году. В нем акцентируются взаимоотношения сложных геометрических форм, узоров и цветов, характерных для Memphis. Здесь же – дерзкое сочетание недорогих материалов и высококачественного производства. Tatar выполнен из предварительно подготовленной древесины и покрыт ламинатом.
Этторе Соттсасс, стол Tartar, 1985
Для многих молодых дизайнеров, например, Микеле де Лукки, Memphis стал трамплином для начала успешной карьеры. В 1981 году он разработал очаровательный боковой столик Kristall зооморфного силуэта, сегодня выставленный в залах музея дизайна Vitra. Четыре синие металлические ножки поддерживают деревянный корпус, украшенный дробным черно-белым узором. К нему, в свою очередь, с помощью тонкой металлической трубки синего цвета присоединен желтый пластиковый диск.
Микеле де Лукки, стол Kristall, 1981
В 1983 году Микеле де Лукки создал стул First из металла и лакированного дерева. И хотя сидеть на нем было довольно неудобно, его легкий и игривый дизайн, интересная форма и детали привлекали внимание потребителей, вызывая у них эмоциональный отклик.
Микеле де Лукки, стул First, 1983
Выставка «Мемфис: 40 лет между китчем и элегантностью» продлится до 23 января 2022 года, она проходит по адресу: Вайль-на-Рейн, Чарльз-Имз-Штрассе 2, музей дизайна Vitra. Подробную информацию можно найти на сайте музея.