Light + Building 2018: выставка света во Франкфурте
Раз в два года немецкий Франкфурт-на-Майне превращается в город света: дизайнеров, архитекторов и инженеров принимает Light + Building, крупнейшая выставка в области осветительной техники. Основные направления – освещение, электрооборудование, инженерные конструкции и интеллектуальные системы для дома, главный вектор – энергоэффективность и комфортность света.
В этот раз выставка обращается к дизайну и технологиям будущего, пытается предугадать и предвосхитить их. Light + Building – это та точка, в которой цифровые технологии встречаются с дизайном, уверены организаторы. В этом году инновационные продукты в области освещения, электрооборудования и автоматизации – от «интеллектуального» использования электричества до дизайнерских светильников – представляют 2700 экспонентов со всего мира. Число посетителей – 210 000 человек, и почти половина из них не из Германии.
Стенд NEMO на Light + Building 2018, слева – лампа TITIA, справа – светильник DAPHNE Роберто Паоли и бра TUBES Шарля Калпакяна
По традиции один из ключевых секторов ярмарки инноваций – «Осветительные приборы», два других – «Электротехника» и «Автоматизация зданий». Светодиоды перевернули мир проектирования и дали возможность дизайнерам творить, не взирая на ограничения. Новые светильники NEMO, которые фабрика презентовала в рамках Light + Building 2018, без этой технологии представить было бы невозможно. Потолочные лампы TITIA, проект японца Арихиро Мияки, – это словно скрученная в рулон светящаяся сетка с крупными ячейками. Это уже третий проект Мияки для NEMO – первой моделью была лампа In the Wind, а второй – светильник Kepler, выполненный по по арифметическому принципу Ленты Мебиуса. Любитель лаконичных форм, он даже обычную ленту умеет свернуть так, чтобы она будоражила воображение. Дизайнер говорит, что поработать с итальянским брендом мечтал давно. Сейчас он разрывается между Хельсинки, где окончил Университет Аалто, и Миланом, где сосредоточена большая часть его рабочих проектов. В своих работах он обращается к традициям дизайна обеих стран, но больше все-таки к родной Японии: главное в его свете это то, что он распространяется на все 360 градусов. Кроме лампы Мияки фабрика NEMO представила светильник DAPHNE Роберто Паоли и бра TUBES Шарля Калпакяна.
Кроме того, фабрика продолжает развитие системы технического освещения Linescapes. В нее добавили прожектора и линзованные модули.
Свои коллекции светильников презентовал итальянский бренд Lumen Center Italia. Это, в первую очередь, новое издание двух настольных ламп, спроектированных Жаком Аднетом в 1929 и 1930 годах. Оба светильника, QUADRO и MJA, получили новое золотое покрытие, а QUADRO еще и основание из белого каррарского мрамора. Кроме того, бренд представил новую коллекцию предметов по дизайну VillaTosca: подчиненные эстетике минимализма EGO, GILLES и AMBRA. EGO – вытянутый луч света, заключенный в корпус из серебристого или черного анодированного алюминия, GILLES – серия настенных светильников геометрических форм и с закругленными углами. Очень минималистичные и лаконичные, они выкрашены в белый цвет. У потолочных светильников AMBRA совсем другой дизайн: это словно гроздь винограда с ветвями из золотой латуни и ягодами из прозрачного боросиликатного стекла.
Кроме того, марка представила коллекцию технического света LUUM, предметы которой уже сейчас освещают шедевры Караваджо в миланской Пинакотеке Амброзиана. Этот свет имеет более широкий и равномерный спектр света и имитирует тот естественный свет, при котором писали свои шедевры мастера прошлого. Он был разработан специально для музеев и галерей.
Стенд Nobile Italia SpA на Light + Building 2018.
Продуманный свет в общественном пространстве – такая же неотъемлемая часть планировки. Модульный светильник Solo32 бренда Nobile Italia SpA позволяет создавать бесконечно длинные полоски света – интересное решение для освещения офиса, магазинов, школ и прочих общественных учреждений. Композиции и линии формируются из модулей разных по длине, от 853 мм до 2816 мм. С помощью вспомогательных аксессуаров разместить такой светильник можно не только внутрь потолка. Его можно свесить с потолка, как обычный потолочный светильник, в можно вмонтировать в стену – всего три варианта монтажа. Специально разработанная оптическая система позволяет свету оставаться комфортным даже в помещении с большим количеством экранов, что для рабочей среды тоже крайне важно. И все-таки одна из самых интересных особенностей Solo32 – возможность подстраивать интенсивность и теплоту света под циркадные ритмы человека.
Осветительные приборы, воплощающие понятие HCL (Human Centric Lighting), на выставке представили сразу несколько компаний. Такие светильники имитируют солнечный свет в течение суток. Утром они дают холодный голубой свет, который бодрит и способствует повышению концентрации – то, что надо для продуктивной работы. В течение дня свет становится более теплым, спокойным и расслабляющим и постепенно подводит к подготовке ко сну. Применять такое освещение можно не только в офисе или дома, но и, например, в больницах, школах и даже магазинах: свет способен показать предметы с более выгодной стороны, стать еще одним инструментом воздействия на покупателя.
Присмотреться на Light + Building стоит и к новичкам, относительно молодым дизайнерам, которые тоже представили свои разработки в области световых технологий и дизайна. Так, Саймон Динер, студент школы искусств HfG Karlsruhe, представил свою вариацию на тему ретро. У подвесного светильника PONG, разработанного в эстетике ламп середины XX века, четырехметровый кабель, который можно, например, намотать на ветку. Сам PONG работает на батарее и подзаряжается через USB. Не избавляться от проводов вовсе, а сделать их объектом дизайна – вот, чего добивался Динер. В свою очередь, дуэт дизайнеров из Берлина, Флориан Нюблинг и Даниэль Риел, придумали интеллектуальную систему освещения в виде стеклянной мозаики. Цвет панелей и интенсивность освещения можно задавать с помощью мобильного приложения – мозаичное полотно превращается в полноценный экран. Кроме того, мозаика отзывается на прикосновения и голос. Швейцарский дизайнер Стив Лехот, выпускник школы искусств ECAL, впервые представил на выставке необычайно высокий торшер UNIC, который можно использовать вместо потолочного светильника или настенной лампы – интенсивность и направленность света регулируется с помощью специального переключателя.
Узнать о выставке подробнее можно 4 апреля на презентации компании ARCHISTUDIO. Эксперты брендов, подопечных компании, расскажут об актуальных тенденциях Light + Building 2018 и новых разработках светотехнического оборудования.
На обложке: светильник ELLISSE Федерико Палаццари (NEMO).