Вдохновленные Италией: калейдоскоп объектов из стекла в Эрмитаже
В этом году здание Главного штаба в Государственном Эрмитаже принимает проект Glasstress, основанный при поддержке итальянского Фонда Беренго более 10 лет назад. Работы, представленные на выставке «Glasstress. Окно в будущее», продолжают тему других масштабных экспозиций, организованных фондом и одноименной студией — исследование и демонстрация возможностей муранского стекла для создания современных объектов.
История международного выставочного проекта Glasstress началась в 2009 году, когда Студия Беренго во главе с предпринимателем Адриано Беренго решила создать платформу для возрождения традиций производства изделий из стекла. Сейчас Glasstress — это постоянный спутник Венецианской биеннале и один из главных проектов для всех авторов, создающих объекты из стекла. Каждая выставка созвучна глобальной идее Glasstress — представление мастерства современных художников и дизайнеров, которые в своих работах обращаются к традициям ремесленников из Мурано.
Glasstress — это мой способ выразить уважение и благодарность острову Мурано и Венеции. Это глобальное движение, цель которого — написать новые главы в истории арт-стекла и искусства в целом.
Выставки под эгидой Glasstress проходили в известных музеях по всему миру — от Millesgården Museum в Стокгольме и Museum of Arts and Design (MAD) в Нью-Йорке до London College of Fashion и The Wallace Collection в Лондоне. На этот раз площадкой для демонстрации совместных работ именитых дизайнеров и муранских стеклодувов выбрали Государственный Эрмитаж — в залах Главного штаба разместились более 60 работ от авторов со всего мира, многие из которых уже стали звездами серии выставок Glasstress. В экспозицию вошли и скульптуры небольшого размера, и более крупные инсталляции, а также люстры и даже видеоарт — все они освещают современные процессы и идеи с помощью древнего материала.
Черная люстра из муранского стеклаАй Вэйвэй
В своей инсталляции «Черная люстра из муранского стекла» китайский художник Ай Вэйвэй использует образ классической венецианской люстры, но переосмысляет его через современную призму. Предмет состоит из множества мелких деталей, которые подталкивают зрителя рассматривать и изучать объект — это и стеклянные черепа, и скелеты, и кости животных. Такой выбор обусловлен основными концепциями, которые художник анализирует в инсталляции — отношения между человеком и природой, влияние человечества на окружающую среду и возможные сценарии нашего будущего.
Человек, перелезающий через стенуИлья и Эмилия Кабаковы
Стены — один из главных мотивов в работах творческого дуэта Ильи и Эмилии Кабаковых. Однако в новой инсталляции художники придают этому сюжеты новое звучание с помощью стекла. В сотрудничестве с мастерами из Мурано они воссоздали знаменитый арт-объект, предыдущая версия которого была выполнена из керамики. В работах художников стена олицетворяет ограничения и препятствия, которые человек преодолевает в течение жизни.
ВавилонЖоана Вашконселуш
Еще один участник выставки, который вдохновлялся узнаваемыми во всем мире венецианскими люстрами — это художница из Португалии Жоана Вашконселуш. В инсталляции «Вавилон» она обратилась к образу роскошных люстр, которые встречались в венецианских дворцах. Художница смело использует разные по характеру материалы и техники — на предмете можно увидеть и бисер, и вязаные элементы, и, конечно, фрагменты муранского стекла. Все эти яркие детали, хаотично переплетающиеся между собой, создают смешение стилей, культур и материалов, превращая предмет в настоящий Вавилон.
Не видеть зла, не слышать зла, не говорить о зле Жауме Пленса
Переосмысляя знаменитое изображение трех обезьян, появившееся на Востоке, испанский художник и скульптор Жауме Пленса создает свою интерпретацию знакового образа. Так, головы обезьян он заменяет на человеческие. Традиционно в своих сюрреалистических произведениях художник стремится подтолкнуть зрителя разгадать его замысел и задуматься о вопросах человеческого существования.
Бессвязный отдых Лорис Чеккини
Итальянский современный художник Лорис Чеккини в своей работе исследует направления скульптуры, инсталляции и архитектуры и нередко соединяет их вместе. В рамках выставки Glasstress можно увидеть работу художника, созданную в 2013 году. «Бессвязный отдых» — это декоративный гамак, полностью сделанный из стеклянных бусин, нанизанных на проволоку и сплетенных между собой для создания прочной сетки.
Полулежащий ноктюрн 4 Карен Ламонт
Масштабные скульптуры из керамики, металла и стекла давно стали узнаваемым почерком американской художницы Карен Ламонт. На выставке Glasstress представлены работы, продолжающие серию объектов в полный рост, среди которых можно встретить инсталляцию «Полулежащий ноктюрн 4». Благодаря возможностям стекла художнице и муранским мастерам удалось передать мельчайшие складки на одежде, а также изгибы, придающие предмету особую живость и динамику.
Выставка «Glasstress. Окно в будущее» продлится до 31 октября.
Фото: Государственный Эрмитаж.