Снова вместе: знаковые работы дизайн-коллектива «Мемфис» в музее Триеннале
В музее Триеннале в Милане открылась непродолжительная, но впечатляющая своей сценографией выставка под названием Memphis Again. Куратор Кристоф Радл собрал под одной крышей более 200 предметов, созданных знаменитым дизайн-сообществом. Работы Этторе Соттсасса, Микеле де Лукки, Масанори Умеды и других участников «Мемфиса» становятся главными героями гипнотического черно-синего пространства.
Созданный в 1980-х годах коллектив «Мемфис» не нуждается в дополнительном представлении — влиятельное сообщество объединило авторов из разных стран и до сих пор оказывает большое влияние на эстетику современного дизайна. Дух группы продолжает жить благодаря команде бренда Memphis Milano, которая расширяет и трансформирует богатое наследие коллектива с помощью новых коллекций, а также выставочных и других проектов.
Memphis Again
Курировать новую экспозицию легендарных предметов «Мемфис» в музее Триеннале доверили Кристофу Радлу — именно он разрабатывал образ дизайн-группы в период ее существования. Будучи родом из Швейцарии, Радл переехал в Милан в конце 1970-х годов. Через несколько лет он начал тесно сотрудничать с Этторе Соттсассом, даже основав совместное коммуникационное агентство. В 1990-х он создал собственную студию, которая специализируется на графическом дизайне и арт-сопровождении.
Радл сформировал в небольшом пространстве галереи Curva миланского музея Триеннале атмосферу ночных клубов 1980-х годов и модных показов, разместив экспонаты на подиуме длиной почти 100 м. Необычную для выставок обстановку дополняет музыка диджея и продюсера Сета Трокслера, а также цитаты критиков, архитекторов и дизайнеров, которые проецируются на стены зала.
«Мемфис» так же важен для дизайна, как футуризм для истории искусства.
Проект объединил более 200 предметов мебели и других объектов, созданных участниками коллектива в период с 1981 по 1986 года. Здесь и знаменитый стеллаж Carlton Этторе Соттсасса, и многофункциональный деревянный робот Ginza по дизайну японца Масанори Умеды; футуристический стол Питера Шира и другие изделия — в том числе светильники, вазы, керамика и текстиль.
Как ни странно, выставка Memphis Again — это не стремление отдать дань уважения влиятельной группе и не попытка историзации. По словам организаторов, задача проекта состоит прежде всего в том, чтобы направить внимание зрителя на выразительные и культурные возможности дизайна, выходящие за рамки маркетинга.
«Мемфис» — это символ отказа от привычных черт дизайна и архитектуры. Предметы, разработанные участниками коллектива, решали проблемы производства и функциональности, при этом подчеркивая эмоциональную и психологическую стороны дисциплины. Дизайнеры создавали проекты вне рамок и ограничений, и это сработало.
Все экспонаты расположены в хронологическом порядке — предполагается, что зрители будут двигаться вдоль подиума, изучая историю коллектива и дополняя представления о нем с помощью цитат самих участников, а также именитых архитекторов и дизайнеров.
Выставка Memphis Again воспроизводит реальность дизайн-группы, какой она была тогда и какой остается сегодня: живой, красочной и веселой. Мы не случайно превратили пространство галереи в подиум с показа мод и создали атмосферу клубной сцены: точно так же, как и одежда, предметы мебели помогают нам устанавливать эмоциональную связь с разными объектами.
Важно, что все предметы на выставке хоть и были придуманы несколько десятилетий назад, но остаются частью настоящего. Они вызывают воспоминания, но при этом не являются переизданиями или репродукциями.
Кристоф Радл отказывается от скучного образа традиционных музейных экспозиций, призывая всех посетителей выставки поддаться клубной атмосфере восьмидесятых и снова восхититься яркими работами легендарной группы. «Мы больше не боимся того, что посылает нам прошлое, и того, что посылает нам более агрессивное будущее», — говорил Этторе Соттсасс. В ответ на эти слова организаторы выставки как бы замечают — избавление от условностей в дизайне и в жизни все еще актуально.
Выставка Memphis Again открыта в музее Триеннале до 12 июня.
Все фото: Delfino Sisto Legnani, Alessandro Saletta.