I’m Sorry Dave: искусство по следам вселенной Стэнли Кубрика
В амстердамской галерее Ravestijn открылась выставка I’m Sorry Dave, демонстрирующая глобальное влияние режиссера Стэнли Кубрика на творческую индустрию. Экспозиция и представленные на ней работы переносят зрителя в атмосферу ретрофутуризма, вдохновленную знаковой кинокартиной «2001 год: Космическая одиссея».
О выставке
Фильм «2001 год: Космическая одиссея», мировая премьера которого состоялась в 1968 году, до сих пор остается одной из образцовых работ в жанре научной фантастики. Спустя пять десятилетий после выхода картины команда Ravestijn Gallery решила вспомнить масштабы всеобъемлющего влияния созданного Кубриком мира. Отголоски эстетической вселенной, которую разработал режиссер, сегодня можно найти в дизайне современных дата-центров, беспилотных автомобилей и других достижений технологического прогресса.
Ироничное название выставочного проекта – I’m Sorry Dave – тоже стало прямой отсылкой к фильму. Эту фразу в картине произносит робот-компьютер HAL 9000 — олицетворение искусственного интеллекта, который рано или поздно может взять верх над человеческим разумом.
Работы
Все представленные на выставке проекты, от фотографий до скульптуры, так или иначе встраиваются в тематику фильма, отражая узнаваемую киновселенную при помощи эстетики, образов, формы, а также сочетания сверхъестественного и повседневного.
Space Odyssey Spacesuit #1 и Anechoic Chamber Венсан Фурнье
Творчество французского художника и фотографа Венсана Фурнье исследует взаимоотношения прошлого, настоящего и будущего через призму утопических идей и научно-фантастических мотивов. С самого начала карьеры и до сегодняшнего дня главной страстью автора остается космос — такая приверженность открыла ему доступ к ведущим космическим и исследовательским центрам по всему миру, от НАСА до Европейского космического агентства. Снимки Фурнье отличаются пристальным вниманием к архитектурной форме, выверенной эстетикой и контрастными масштабами. Его работа Space Odyssey Spacesuit #1 создана с использованием метода струйной печати на бумаге и дополнена деревянной рамой с ручной росписью.
Еще одна работа, отражающая подход Фурнье и ключевые мотивы в его практике, — это Anechoic Chamber. Созданное в той же технике, произведение вошло в серию Space Utopia.
The Dance of Venus Коэн Хаузер
Художник из Нидерландов Коэн Хаузер работает в жанре фотографии, исследуя в своей практике философские и психологические темы. Его снимки сфокусированы в первую очередь не на эстетической составляющей, а на идее, лежащей в основе запечатленного момента, будь то образы мифологии, религии, анимизма и других философских течений. Работа The Dance of Venus, вошедшая в экспозицию, создана Хаузером в рамках серии Skulptura.
Hands: Corn Мартина Соутер
В работах Мартины Соутер можно заметить синтез современной фотографии и пленочных снимков: при помощи этих двух творческих инструментов она исследует феномен изображения. Одним из главных мотивов в креативном исследовании художницы выступает искусственный интеллект и его влияние на повседневную жизнь людей. Некоторые ее работы напоминают метафизические натюрморты, в то время как в других снимках заметны следы человеческого характера.
Rianne van Rompaey / H.A.L. 9000 Inez & Vinoodh
Голландско-нью-йоркский дуэт Inez & Vinoodh известен благодаря экстравагантным снимкам, находящимся на грани искусства и высокой моды. В своей практике авторы исследуют границы художественной и fashion-фотографии, сочетая инновационные цифровые разработки со смелой эстетической чувственностью. Представленная на выставке работа Rianne van Rompaey / H.A.L. 9000 выполнена с помощью пигментной печати на акварельной бумаге.
Wikileaks, Pionen Data Centre Филипп Бракенье
Снимки бельгийского фотографа Филиппа Бракенье переносят зрителя в современные центры обработки данных — места хранения всей информации человечества. Автор размышляет об одержимости современного человека новой информацией в эпоху, когда она становится все более открытой и неуязвимой. Постепенно эта идея переходит в фотографиях Бракенье в более глобальные исследования — об эволюции, устойчивости, а также рискованном и неоднозначном характере цифровой революции.
Выставка I’m Sorry Dave открыта в Ravestijn Gallery до 7 января 2023 года.
На обложке: The Dance of Venus, Коэн Хаузер.Все фото: Ravestijn Gallery.