Куда сходить: выставка «Дом / улица» в галерее К35
До середины июня в арт-галерее «К35» проходит выставка «Дом / улица» – проект куратора Дарьи Неретиной и нежное высказывание о жизни человека в городе, о процессах, происходящих вокруг нас, и об их цикличности.
Воспринимать жизнь в крупном мегаполисе можно по-разному. Для кого-то город – враждебная среда, монстр тотального контроля, структура, ограничивающая свободу (об этом говорит, например, Кирилл Басалаев). Для кого-то, напротив, – место комфорта, где человек может остаться наедине со своими мыслями и чувствами, где он может быть собой (об этом картины Марии Костаревой). Так или иначе с бесконечно возрастающим темпом жизни, унификацией общественных и рабочих пространств и «обезличенностью» героев, жизнь которых все чаще проходит в цифровом, а не реальном пространстве, границы между домом – улицей, между внешним и внутренним исчезают. «Дом / улица» – именно об этом.
Для участия в экспозиции Дарья Неретина пригласила 8 художников, каждый из которых по-своему исследует городскую среду. Кого-то подсказала галерея (Анна Красная активно сотрудничает с «К35», а Мария Костарева стала победителем конкурса галереи «StartinArt 2017»), кого-то подбирали специально под проект. Определяющими стали не только темы, но и те материалы, которые художники используют в работе.
Экспозицию открывают работы Алексея Жучкова и Ивана Лунгина. Выполненные в технике фреско-секко (рисунок на сухом бетоне) работы Жучкова – это исследование элементов детских площадок. Детские площадки для него это формально средство адаптации ребенка в городской среде, а визуально – яркие пятна в унылой повседневности. Проект Лунгина «Ничего личного» – лайтбоксы, сделанные по планам квартир, где художник когда-то жил. Это, своего рода, документация пустоты, фиксация важного воспоминания, определяющего всю дальнейшую жизнь.
Когда галерея «К35» предложила мне сделать выставочный проект, я сразу подумала, о чем он мог бы быть, и поняла, что в работах многих художников прослеживаются общая тема – город и жизнь человека в нем. Это интуитивный процесс, обусловленный некоторыми факторами. Во-первых, общее изменение темпа жизни и уход от героя. Точно так же, как в метро, мы не запоминаем лиц, люди на полотнах современных художников обезличены и важны не сами по себе, а только как элементы композиции. Во-вторых, современный художник освобожден от каких-либо функций и задач, и может делать все, что угодно, использовать любые, в том числе уличные, материалы: цемент и бетон (как в минималистичных работах Алексея Жучкова), эмаль для фасадных работ, гипс, элементы рекламных конструкций и не только.
В работе с пространством галереи куратор намеренно акцентирует внимание на архитектурных элементах здания, уходит от традиционных форм экспонирования графики и небольших холстов. Так, на подиуме, который в галерее обычно задвинут к батареям или, напротив, стоит в центре зала и используется исключительно для экспонирования скульптуры, Дарья решила выложить линогравюры Марии Костаревой. Вместо того, чтобы поместить их под стекло и повесить на стену, куратор предлагает зрителю смотреть на работы сверху вниз – так, как мы рассматривали бы альбом. Прием работает – выставочная работа тут же становится чем-то гораздо более личным. Живописные работы художницы – пять ярких наполненных светом холстов – тоже развешены нестандартно и рифмуются с графическими. Если в работе над живописью Мария отталкивается от белого цвета загрунтованного холста, то в работе над линогравюрой, напротив, она идет от черного цвета, поэтому и выставляются работы так: холсты на белом фоне, а графика – на черном.
В экспонировании картин Евгении Буравлевой Дарья Неретина использует другой прием. Обыгрывая идею о художнике, который работает на мольберте и все время видит свой холст под наклоном, она выставляет работы художницы – три, за исключением большого холста, – под таким же наклоном. Теперь и зритель может увидеть работу такой, какой ее видит сам художник.
Обычно закрытые колонны открыли и поставили к ним гипсовых людей скульптора-формалиста Гургена Петросяна. В определенной точке они вливаются в пейзаж с большого полотна Евгении Буравлевой. На ее картине – пустой французский парк, без архитектуры и садовой скульптуры, и гипсовые скульптуры Гургена как будто проникают в пространство этого парка, наполняют его. Другую скульптуру художника, металлического «Постчеловека» подвесили к стене на уровне Жениных работ, но не по центру, с чуть сместив вправо: повторяющееся смещение центра – один из центральных приемов экспонирования, который использует куратор.
Во втором, небольшом, зале – работы художников Асмик Мелконян и Кирилла Басалаева. Кирилл – единственный, кто создавал работы специально к выставке. Если обычно он обращается к пространству внешнему, то в новой серии он говорит о том, что без этого внешнего пространства невозможно понять пространства внутреннего: нельзя понять себя, если не понимаешь окружающих тебя людей. Его картины собраны из многих слоев эмали, кое-где протравленных химикатами – так проявляется нежная фактура грибка или плесени, которая разрослась и зафиксировалась в пространстве полотна. Свои работы художник дополнил живыми орхидеями, постепенно увядающими. Вывешенные на фоне окон открытой кирпичной кладки работы словно выходят из стены – еще один кураторский прием, необходимый, чтобы подчеркнуть особенность пространства. Одна стена, впрочем, оставлена почти пустой – на ней прикреплен только один цветок орхидеи. Это тоже художественное высказывание, но неброское и неочевидное.
Какой бы агрессивной ни казалась нам окружающая среда, мы всегда можем изменить угол зрения или дать взгляду отдохнуть. Например, на выставке «Дом / улица».
Все фото – Татьяна Егорова.
Выставка «Дом/улица» в галерее «К35» продлится до 17 июня по адресу:
Большой Саввинский пер. д. 12, с. 6.