«Небесные тела: мода и католическое воображение» – грандиозная выставка Метрополитен-музея
«Красота – это мост между верующими и неверующими», – уверен Эндрю Болтон, куратор грандиозной выставки Института костюма при Метрополитен-музея. Открывшая свои двери 10 мая экспозиция «Небесные тела: мода и католическое воображение» исследует влияние римско-католических образов и символов на формирование моды. Выставочное пространство распределили по трем локациям: часть предметов – в галерее имени Анны Винтур, другая – в средневековых залах музея Метрополитен на 5-й авеню, а третья – в музее Клойстерс на Манхэттене.
Среди экспонатов самой грандиозной на сегодняшний день выставки Института костюма – более 200 предметов одежды, в том числе 40 папских одеяний и аксессуаров, датируемых XVIII веком. Шаг беспрецедентный, поскольку большинство из этих предметов – например, 12 нарядов, подаренных Марией Анной Каролиной Савойской папе Пию IX – никогда ранее не покидали стены музея Ватикана. На личные переговоры с церковью Болтон лично летал восемь раз, впрочем обсуждали там не саму возможность проведения выставки, а экспонаты. Идею музея о совместной экспозиции Ватикан поддержал сразу же, еще в 2015 году.
Создать сплоченное и гармоничное выставочное пространство доверили консорциуму Diller & Scofidio + Renfro. Основатель фирмы Элизабет Диллер признается, что это было непросто: «Сложнее всего было объединить современные предметы с историческими одеяниями из Ватикана, соблюдая при этом необходимый баланс». В общей сложности архитекторы бюро спроектировали 25 залов общей площадью 5 570 кв. м. История разворачивается от музейных галерей на 5-й авеню к филиалу Метрополитена, музею Клойстерс на Манхэттене. Начало «паломничества» – экспозиция экстравагантных творений знаменитых дизайнеров, черпавших вдохновение в религиозных практиках. В их числе – Александр МакКуин, Ив Сен-Лоран, Жан-Поль Готье и Джон Гальяно, Dior, Givenchy и Valentino. Инфернальные и театральные, эти наряды – всего из 150 – по-своему воплощают католицизм и ассоциируемые с ним «зрелищность» и «пышность».
Чтобы не нарушать архитектуру пространства, архитекторы DS + R спроектировали специальные шесты, на которых костюмы парят, как ангелы с картин художников Возрождения, возвышающиеся пьедесталы и стеклянные витрины, которые адаптируются к предметам одежды. Вместе они представляют собой неразрывную нить, вооружившись которой зритель исследует средневековые музейные залы.
Отсюда зритель переходит в галерею имени Анны Винтур, где собраны 40 папских одеяний из архивов Ватикана, с XVIII века по начало XXI. Деликатно расшитые жемчугом и бисером мантии и замысловато украшенные короны и тиары выставлены в персональных стеклянных витринах, которые можно обойти со всех сторон, чтобы рассмотреть ювелирную вышивку и инкрустацию в деталях. Часть экспонатов является действующим облачением, что стало одной из причин, почему эту часть выставки определили в отдельную галерею. Наконец, в центре города, в Клойстерсе на Манхэттене выставлены концептуальные предметы, которые воплощают собой более созерцательные аспекты религиозных учений. Здесь есть условный райский сад Эдем с коллекцией одежды японского бренда Undercover, на которой напечатаны сцены из триптиха «Сад земных наслаждений» Босха, а есть – размещенные в отдельных алтарных пространствах свадебные наряды испанского дизайнера Кристобаля Баленсиага и пара нарядов Valentino на высоких подиумах во дворе.
«Все наше внимание было сконцентрировано на гипотезе, или, как мы назвали его, "католическом воображении", – комментировал Эндрю Болтон. — Как гипотеза привлекала художников и дизайнеров, формировала их подход к творчеству в противовес теологии или социологии». Подчиненные этой идее предметы, собранные вместе, рассказывают очень интересную и зрелищную историю и делают это очаровательными голосами.
Выставка «Небесные тела: мода и католическое воображение» продлится до 8 октября 2018 года. Получить дополнительную информацию можно на сайте музея Метрополитен.