Оскар Уайльд в эстетике 1970-х: выставка Алекса Да Корте в Вене
Эстетика телевизионных шоу 1970-х годов, отсылки к зловещему «Франкенштейну» Мэри Шелли, философия гедонизма Дориана Грея и обманчивый материализм вещей слились воедино в рамках выставки американца Алекса Да Корте. Экспозиция Slow Graffiti («Медленное граффити») развернулась в венском Сецессионе на площади 600 кв. м.
Яркий неоновый свет в стилистике гламурных 1970-х при ближайшем рассмотрении оказывается зловещей декорацией к загадочным артефактам. Вот перевернутый зонтик, а вот – свернувшиеся ужами обрезки проводов на разноцветном ковре. Все это создает определенную атмосферу, необходимую для правильного восприятия главного экспоната – нового фильма, ремейка экспериментальной картины датского поэта и режиссера Йоргена Лета «Совершенный человек». Обманчивый характер вещей в мире, роль мгновения в жизни человека и его попытки прожить жизнь максимально полную и совершенную – вопросы, волнующие Да Корте на протяжении всего творческого пути, и эта выставка, освещенная яркими неоновыми лампами, – не исключение.
На первый взгляд, Да Корте работает с потоком ассоциаций, которые самоорганизуются в пространстве в некий упорядоченный хаос. Все началось с песни британцев Belle & Sebastian «Slow Graffiti» – отсюда и название выставки. В песне, написанной в 1998 году, в частности упоминается «there's a portrait / in a back room», и для Да Корте это прямая отсылка к «Дориану Грею» Оскара Уайльда. «Этот портрет в подсобке для меня как портрет Дориана Грея, автопортрет, как способ запечатлеть каждое мгновение перемен, которые происходят с нами. Как если бы мгновение было бабочкой, и мне бы удалось ее поймать», – говорит художник, размышляя о том, почему песня произвела на него столь сильное впечатление. Он ищет ответ на самые волнующие вопросы: как почувствовать настоящее наиболее полно и как соблюдать баланс между тягой к прогрессу и ностальгией.
Среди прочих отсылок, которые использует Да Корте, готический шедевр Мэри Шелли «Франкенштейн» – именно его Лета переосмысливает в «Совершенном человеке» – и образ мысли поколения Instagram. «Что делает вещи совершенным, – размышляет художник. – Совершенным может быть, например, телефон, спроектированный с особой точностью и учетом потребностей пользователя. Но в 1967 году Лета предложил свое определение совершенству и придумал человека совершенного, но растерянного перед всем, что происходит в современном мире. Я нахожу в нем много общего с чудищем Франкенштейна Мэри Шелли – это все то же стремление к совершенству, которое не приводит ни к чему хорошем».
В свое время Да Корте был поражен интервью с актером Борисом Карлоффом, сыгравшим Франкенштейна в фильме 1931 года. В нем Карлофф говорил о монстре как о выдающемся друге, которого ты всеми силами стараешься сделать совершенным. Но идея совершенства это только идея, совершенство неосязаемо и недостижимо, а бесконечный поиск совершенства – это корень всех разочарований. Чтобы освободиться от этого, стоит принять мир и себя заодно. Как говорил лорд Генри Уоттон, зловещий персонаж «Дориана Грея», единственный способ избежать соблазна это уступить ему. Алекс Да Корте предлагает сделать это, сидя на бархатной подушке с зале, освещенном неонами.
Алекс Да Корте – американский художник родом из Филадельфии. Он известен картирами, скульптурами и инсталляциями в кинематографической стилистике, активно исследует культуру потребление и ищет место человека в мире. Не так давно о художнике написали в том числе политические СМИ. Под фотографией Иванки Трамп на фоне одной из его картин художник написал: «Пожалуйста, снимите мою картину со стены. Мне стыдно находиться рядом с вами».
Выставка проходит в венском Сецессионе, по адресу Friedrichstrasse, 12 и продлится до 3 сентября. Подробную информацию можно посмотреть на сайте.