Минералогия Адо Шаля: выставка бельгийского дизайнера в Брюсселе
Вряд ли во всей истории современного дизайна найдется более страстный поклонник и знаток минералов, чем этот не столь известный в России бельгиец. Выставка-ретроспектива работ ремесленника-самоучки, дизайнера, декоратора и скульптора Адо Шаля открывается в Центре изящных искусств Bozar в Брюсселе.
За свою полувековую карьеру Шаль создал немало предметов интерьера, которые разошлись по частным коллекциям. Он относится к поколению дизайнеров и декораторов, которые возникли на мировой сцене в 1960-х годах и сконцентрировались на создании эксклюзивных предметов интерьера на грани коллекционного дизайна и произведений искусства. Габриэлла Креспи, Мария Пергей, Клод и Франсуа-Ксавье Лаланне и, наконец, Адо Шаль – все они приложили немало усилий, чтобы разработать новый подход к проектированию мебели. Во многом именно благодаря им предметный дизайн 1960-70-х обрел свое узнаваемое лицо.
Адольф Пельзенер родился в 1928 году. Познавать дизайн он начал в кузницах, а потом вдруг открыл для себя минералогию. В конце 1950-х тогда еще ремесленник-самоучка использовал свои знания в создании декоративных столешниц. Они стали буквальным воплощением его художественного вкуса и началом экспериментов с абстрактными формами минералов и поиском оптимальной структуры предмета. Отметить начало профессиональной дизайнерской карьеры Адольф Пельзенер решил нестандартно. В 1962 году он сменил прежнее имя на Адо Шаль.
В 1960-70-х годах Шаль работает над тем, чтобы воплотить природную красоту минералов в предметах интерьера. Он много путешествует и собирает по всему миру самые красивые образцы для работы: осколки окаменевшего красного дерева, друзы малахита, агата, лазурита, нефрита и аметиста. Полудрагоценные камни Шаль инкрустирует в эпоксидную смолу – у него получаются абсолютно гладкие и немыслимо красивые декоративные столешницы. В поисках покупателей ремесленник-самоучка открывает вместе с женой галерею для собственных работ, и необычная техника быстро привлекает внимание публики.
Среди покупателей Шаля — брюссельский отель Hilton, королевская семья (благодаря им столики брюссельского дизайнера оказались у премьер-министра и президента Франции Жоржа Помпиду, принцессы Дианы, канцлера ФРГ Гельмута Коля и других важных персон), декораторы, коллекционеры и галереи по всему миру.
В 1980-90-х годах Шаль обращается к не менее ценным органическим минералам. Жемчуг, перламутр и костные образования он использует в работе над созданием декоративных дверных ручек, ящиков для сигар и ламп. В 2000 году Шаль знакомится со знаковым парижским галеристом Ивом Гасту, и тот открывает для него новый рынок сбыта. Работы Шаля 1960-70-х годов на тот момент уже желанные предметы коллекционирования, которые продают с молотка на самых престижных аукционах мира. Работы бельгийского дизайнера покупают знаковые архитекторы Альберто Пинто, Питер Марино и Жак Гранж. Шаль и сейчас продолжает экспериментировать, поддерживаемый дочерью, и выставка – отличная возможность проследить весь его творческий путь. Тем более что, несмотря на невысокую известность в России, бельгийский коллекционный дизайн традиционно пользуется высоким спросом в Европе.
Захватить с выставки можно будет не только впечатления, но красивую монографию – проект издательского дома Aparté. Выставка «Адо Шаль. Алхимик. Ремесленник. Дизайнер» продлится до 22 сентября по адресу Rue Ravensteinstraat, 23. Подробная информация об экспозиции – на сайте Bozar.
Фото – Gilles van den Abeele.