Designart Tokyo: неизвестный японский дизайн
20-28 октября Токио превращается в город искусств: более сотни выставок и инсталляций оказываются разбросаны по десяти городским районам. Приуроченный к неделе моды фестиваль дизайна Designart Tokyo в этом году проходит во второй раз и открывает широкой публике, в первую очередь, до сих пор малоизвестные молодые местные бренды, миксуя их с уже известными международными компаниями. Датчане Hay, например, на этой неделе открывают свой первый японский бутик – в Токио.
За последние 20 лет, говорят участники события, в Токио было много мероприятий, связанных с дизайном, но ни одно из них не могла конкурировать с выставками в Милане, Лондоне или Нью-Йорке, и кажется, пора это исправлять. Designart Tokyo – первый шаг к этой цели. Тема этого года – «Into the Emotions». Рассказываем о некоторых событиях фестиваля.
Выставка светильников в Designart Gallery
Автор светильников Suki – японский дизайнер и ремесленник Баку Сакасита. Он окончил медицинский колледж на Хоккайдо, а потом учился в лозаннском колледже искусств ECAL. Свои светильники дизайнер делает вручную, из традиционной японской бумаги васи – ее часто называют «рисовой», хотя она может быть и, например, бамбуковой – и проволоки. Фрагменты подвижны и отбрасывают танцующие тени, когда горит свет. В той же галерее можно увидеть не менее интересные светильники токийского промышленного и интерьерного дизайнера Хитоси Макино. Он учился и работал в Италии, но потом вернулся на родину и основал в Токио собственное бюро. Золотая люстра Wa (она буквально покрыта золотом) – это сплав Востока и Запада: светодиодную установку сделала итальянская компания Costa, а декоративную часть – ремесленник из Киото Вакабаяси Фусо.
Еще один заслуживающий внимания экспонат – светильник Oculus дизайнера Рю Козеки. В этом году его представляли на выставке молодого дизайна Greenhouse, которая состоялась в рамках Стокгольмской недели дизайна. Жюри назвали его «Лучшим перфоманс-проектом» и отметили совершенство форм светильника. Oculus был вдохновлен архитектурой римского Пантеоном, а точнее формой полусферического купола, который накрывает ротонду Пантеона – круглое отверстие в центре него как раз и называется называется Oculus, «глаз» в переводе с латыни.
Выставка детской мебели в магазине Petit Bateaux
Студия дизайна S&O Design была основана японцами Хисаказу Симидзу и Эйзо Окада в 2012 году. Симидзу был главным дизайнером компактных цифровых камер Canon IXUS, а Окада в основном оформлял выставки (в том числе для Музея современного искусства в Нью-Йорке и Музея Виктории и Альберта в Лондоне) и работал в сфере медиа-дизайна. Вместе они реализовали немало проектов, в том числе в области дизайна для детей. На Designart Tokyo марка представляет новую коллекцию детской мебели, в частности стульев Bambi. Их особенность в том, что они сделан по образу стульев для взрослых и лишь адаптированы для детей («Дети всегда хотят того, что есть у взрослых», – уверен Симидзу). А еще в числе экспонатов (которые, разумеется, можно купить) есть игрушечные яхты: они должны разнообразить коллекции машинок у мальчишек.
Молодые дизайнеры в Axis Corporation
В культовом здании Axis Corporation в районе Роппонги проходит выставка четырех молодых дизайнеров. Во-первых, Юджи Окицу, который второй год выставляется на Salone Satellite. Он представляет динамичную систему освещения «Фокус», построенную на взаимодействии естественного и искусственного света, отражателей и увеличительных стекол. Во-вторых, Юри Химуро – дизайнер по текстилю. В этом году она получил третью премию Salone Satellite, а на Designart Tokyo представляет свою коллекцию яркого текстиля «Блум».
Третий участник – YOY, дизайн-студия, основанная в 2011 году дизайнерами Наоки Оно и Юки Ямамото. Студия занимается проектированием мебели, предметов освещения и целых интерьеров, балансируя между «пространством и вещами». Работы дизайнером неоднократно отмечались на профессиональных соревнованиях и входят в музейные коллекции по всему миру, в том числе музея MoMA. И, наконец, RHTMA, временная группа дизайнеров, сформированная специально к фестивалю Designart Tokyo. Дизайнеры представляют на выставке серию своих графических работ.
Выставка 60 Sound 60's Spirits в главном офисе Fritz Hansen Aoyama
В центре выставки – музыкальный динамик из стекла Exponential. Производством стеклянного динамика, с помощью которого можно проигрывать музыку с iPhone, занималась компания Sugahara, а дизайн разработал японский промышленный дизайнер Кейта Сузуки. Предмет кажется предельно простым и устроен как труба-громкоговоритель. Он, разумеется, беспроводной (поэтому слушать музыку можно где угодно) и представлен в нескольких цветах: голубом, сиреневом, сером и белом – визуально динамик напоминает фантазийную вазу. Выставка, кстати, продлится чуть дольше самого фестиваля – до 9 ноября.
Выставка плетеной мебели Нобуси Ига в Candi House Tokyo
Нобуси Ига – промышленный дизайнер из Саппоро. Он работает с тонкими полосками древесины и других материалов, конструируя из них предметы по детальным чертежам. Мебель Ига похожа на абстрактные геометрические скульптуры, причем каждый предмет уникален. Вместе с ними на выставке покажут последнюю коллекцию японского мебельного бренда Candi House. Он существует уже 50 лет (свой большой юбилей Candi House отметил в сентябре) и, как и Нобуси Ига, черпает свое вдохновение в богатой природе острова Хоккайдо, на севере страны.