Оригинальный китайский дизайн: что показывали на Design Shanghai 2018
Пятая по счету выставка Design Shanghai прошла с 14-17 марта и оказалась неожиданно впечатляющей. Марина Ширская съездила в Шанхай и собрала для Design Mate самые интересные новинки.
Согласно релизам, это крупнейшая выставка дизайна в Китае, и, зная масштабы Китая, я представляла себе что-то необъятное. Однако в отличии от iSaloni, Design Shanghai можно легко обойти за один день и даже успеть вернуться к понравившимся стендам. Если перевести все это на язык цифр, то свою продукцию в этом году в Шанхае представили 400 компаний из 30 стран, с которыми ознакомилось более 50 000 посетителей.
Организаторы выставки – группа Media 10, подарившая Лондону 100% Design. И если вспомнить, каким масштабным событием сегодня является Лондонский Фестиваль Дизайна, выросший из 100% Design, то у Design Shanghai, кажется, хорошие перспективы. Город тоже включается в контекст события. Так, в трехэтажном особняке шоурума Design Repubilc прошла шумная вечеринка с танцевальным перформансом, организованная компанией Stellar Works.
Второй год подряд набирает обороты Xintiandi Design Festival, который проходит в рамках Design Shanghai. Дизайнерские инсталляции разбросаны по торговым центрам и улицам небольшого района Синьтяньди, застроенного в стиле шикумэнь. В этом году участниками фестиваля стали девятнадцать проектов. В их числе «Prism» архитектора Бу Бинга (Bu Bing), конструкции собранные из деревянных рам и дверей старых жилых домов, инсталляция «25 Rabit Chair» из соответствующего количества пластмассовых кроликов, расставленных вокруг фонтана на небольшой площади и светящихся в ночи разноцветными огнями, от компании Geeboo и Стефано Джованнони и зеркальный куб от Кзимюэ Ду (Ximyue Du) «Is love free?», немного напоминающая инсталляции японки Яйои Кусамы.
Прежде, чем переходить к рассказу о содержании выставки, хочется рассказать и о здании, в котором проходит Design Shanghai. На русских оно производит особое, довольно сильное впечатление. Здание выставочного центра – почти копия центрального павильона ВДНХ, а его 110-метровый шпиль венчает «кремлевская» звезда. Проект был подарен Советским Союзом дружественному китайскому народу в 1955 году. Раньше здесь проводила свои съезды коммунистическая партия Китая, а в 60-е годы постройку переименовали в Шанхайский выставочный центр и стали использовать для проведения различных коммерческих выставочных шоу.
Шанхайский выставочный центр
Выставка Design Shanghai включает пять разделов, и тут нас ждет неожиданность: рядом с «Ванными и кухнями», «Офисной мебелью», «Классикой» и «Современным дизайном» стоит «Коллекционный дизайн». Куратор этой секции Морган Моррис (Morgan Morris) рассказывает, что, присоединив коллекционный дизайн к предметам массового производства, организаторам удалось снизить ввозную пошлину на коллекционные предметы на 34%. Кроме того, таким образом они дали возможность международным галереям выйти на новый рынок и привлечь коллекционеров. И все-таки, по словам Кристины Краснянской, владелицы галереи Heritage, даже несмотря на это, стоимость участия в Design Shanghai сравнима со стоимость выставочного стенда на Design Miami Basel. В этом году к великой радости Моргана Морриса в распоряжение «Коллекционного дизайна» отдали целый двухэтажный павильон. Галерей с громким мировым именем здесь три: Zaha Hadid Eddition, Gallery All c работами молодого китайского дизайнера Жипен Тена (Zhipeng Tan) и уже упомянутая галерея Heritage. Российская галерея привезла в числе прочего пару ваз Евгения Никитина «Космос» с портретами Юрия Гагарина и Константина Циолковского 1960-х годов, стол «Метрострой» из разноцветного гранита и парные кресла с высокими спинками из обстановки маршала Советского Союза Георгия Жукова. Эти предметы вызвали у китайских коллекционеров неподдельный интерес.
Из европейских производителей сюда приехали многие хорошо знакомые нам бренды: Carl Hansen & Son, Misura Emme, Lalique, Zaha Hadid Design Collection, Bolon, Kelly Hoppen, Legni Roset, Lasvit, Atelier Swarovski, Cesarstone, BoConcept, Smania, The Rug Company, Geeboo, Christofle, Gervasoni. Стенды небольшие, предметов на них немного – видимо, велико опасение, что умелые китайцы все быстро скопируют. Естественно, увидеть что-то новое перед Миланом тут ожидать не стоило.
Интереснее всего оказалось, конечно, знакомство с местными производителями. Все они довольно молодые, и у всех – разные задачи. Например, компания Stellar Works, основанная в 2012 году. В 2015 году они пригласили поработать в качестве креативного директора дизайн-студию Neri & Hu и намерены завоевать европейский рынок. Уже три год подряд Stellar Works представляют свои работы в Милана, а в сентябре прошлого года сделали инсталляцию в рамках LDF. Проект демонстрировали в новом здании Лондонского музея дизайна.
Другой китайский производитель, ZaoZuo (для любителей расшифровывать названия: Zao значит «дизайн», Zuo – «делать», а оба слова написаны вместе означают «проявляющий требовательность в выборе или оценке»), прославился за пределами Китая, благодаря тому, что три года назад пригласил на роль креативного директора известного итальянского дизайнера Луку Никетто. Этот бренд, напротив, рассчитывает на местный средний класс. В новой коллекции компании в этом году представлены системы хранения по дизайну самого Луки Никетто, диваны японского архитектора Шухэй Ауяма (Shuhei Aoyama) и кресло Ноэ Дюшофур-Лоранса.
Camino – еще одна компания, которая работает на местный рынок. Студия сотрудничает с датским дизайнерским бюро Hans Thyge & Co и стремится к созданию предметов с простыми легкими формами, свойственными современному скандинавскому дизайну.
Разумеется, в Китае есть компании, которые сотрудничают с местными дизайнерами и тоже не стремятся выходить на внешний рынок. Для них важна работа на стыке местных китайских традиций и современных технологий. Такова, например, Haostyle, возглавляемая дизайнером Вен Хао (Wen Hao), и Maxmarko, во главе которой стоит Чен Да-Руи (Chen Da-Rui).
Немало интересных работ было на стендах компаний Wuu, UrbanCraft, Ey-Products, Frank Chou Design Studio, Endles Form, Minimaist, 8 Hours Design и Artevia. В целом, впечатление такое, что дизайн – это новое увлечение китайцев, и они не собираются довольствоваться славой народа, способного копировать все, что угодно. Жадно и с интересом изучая мировой опыт и приглашая западных специалистов, они работают над тем, чтобы создать свой честный и интересный продукт.