Cartier in Motion: что смотреть на выставке, которую курирует Норман Фостер
Лауреат Императорской и Притцкеровской премий, глава Foster+Partners, лорд Норман Фостер не только один из выдающихся архитекторов своего времени, но и большой поклонник старинной техники, винтажных автомобилей и самолетов. А потому совсем не удивительно, что курировать экспозицию, посвященную истории часового бренда Cartier в контексте технических изобретений, архитектуры и искусства начала XX века, доверили именно ему.
Напоенная фантазиями о полете, атмосфера вокруг ранней авиации давно интересует Фостера, а большая любовь ко всему механическому позволяет ему проектировать современные здания, которые отличаются высокой, почти машинной, точностью. Основатель стиля хай-тек, он еще и заядлый летчик: на вертолете он летает в офис, на самолете – по всему миру. Поиск связей между искусством, архитектурой, авиацией и дизайном для Фостера буквально дело жизни, поэтому за работу над проектом для лондонского Музея дизайна он взялся с большим энтузиазмом.
Слева – фрагмент моноплана Desmoiselle, справа – Альберто Сантос-Дюмон за штурвалом Desmoiselle.
Слева – полароид, на котором изображен Энди Уорхол в часах Tank Cartier, справа – модель Tank Cartier.
Слева – часы Tank à guichets, 1928 год, справа – Santos de Cartier, 1978 год.
Эскиз выставочного пространства Нормана Фостера.
Отправной точкой проекта Cartier in Motion стало рождение первых наручных часов Cartier – Santos. Появление культовой модели неразрывно связано с авиацией. Согласно легенде, в 1904 году бразильский летчик, пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон попросил своего друга Луи Картье придумать способ решить проблему с его карманными часами: авиатору не удобно было лезть за ними в карман жилета, находясь за штурвалом. Несмотря на то, что часы на ремешке были и раньше, именно Луи Картье ввел их в повседневный обиход – прежде такие модели считались исключительно дамским аксессуаром. Циферблат с закругленными углами, плавные изгибы креплений ремешка и декоративные винты – культовая модель в дальнейшем перерождается в многочисленных интерпретациях.
Знаменитый моноплан Сантос-Дюмона, Desmoiselle, выступает смысловым центром экспозиции. Фостер отзывается о модели 1907 года с подлинным восторгом. «Я даже не ожидал найти настолько прекрасный объект, – говорит архитектор, вспоминая, как впервые увидел самолет в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже. – Только посмотрите на детали!» Провести параллели между чудом инженерной мысли авиатора-проектировщика и ранними архитектурными проектами Фостера не так уж и сложно – достаточно посмотреть внимательнее. На этих параллелях и основан кураторский подход архитектора. Немыслимое количество исследовательской работы, охватывающей огромные временные рамки, формирует точки пересечения между искусством, архитектурой, модой, техникой и авиацией начала XX века.
Кажется, ничто так не вдохновляло Луи Картье, как машины – технологическое чудо своего времени. Помимо Santos, он разработал, например, классическую модель часов Tank, которая родилась из образа и простых форм ранней военной техники. В целом, выставка развивает образ Парижа как колыбели модернизма, причем не только с точки зрения авангардного искусства, архитектуры и дизайна, но и с точки зрения производства, инженерного дела и инноваций. Так, Всемирная выставка 1889 года и впервые представленная на ней Эйфелева башня заставили весь мир по-новому взглянуть на урбанизм. Впервые публика смогла посмотреть на город сверху вниз и увидеть не только средневековые фасады домов, но и геометрию бульваров и улиц. Сложно сказать, как выглядели бы часы Cartier, не вдохновившись Луи Картье этой городской геометрией.
Трейлер выставки Cartier in Motion
Лорд Фостер разделил выставку на шесть тематических разделов, рассказывающих о влиянии Парижа на дизайн Cartier, о дружбе Луи Картье с новаторами эпохи, о рождении современных наручных часов, о повседневных аксессуарах и об эволюции бренда. Многочисленные модели часов Cartier и знаменитых объектов, которые повлияли на их создание (от моноплана до Эйфелевой башни), а также технические чертежи, архивные рекламные плакаты и фотографии – экспозицию составляют 170 экспонатов из архивов Cartier, Музея авиации и космонавтики в Ле-Бурже, коллекций Рокфеллеровского центра и Княжеского дворца Монако. Кроме того, в рамках выставки покажут три фильма общей протяженность более 160 часов.
«Чистая геометрия часов Луи Картье, хоть и неосознанно, предвосхищает рождение Баухауса», – говорит Фостер. Экспозицией он надеется открыть публике глаза на рождение многих вещей из тех, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися. Выставка, открытая 25 мая, проходит в лондонском Музее дизайна и проработает до 28 июля.