Что смотреть на выставке «Охотники за искусством»: краткий гид по экспозиции
В Музее русского импрессионизма открыта выставка «Охотники за искусством». В центре внимания – истории четырнадцати советских коллекционеров, которые под угрозой арестов и конфискаций приобретали искусство русского и советского модернизма первой трети XX века. Большинство этих работ и сегодня находятся в частных собраниях и редко демонстрируются широкой публике. Мы выбрали истории пяти картин, которые можно увидеть в экспозиции до 29 августа.
Александр Головин. В саду (Вид с террасы). 1910‑е.Собрание А. Я. Абрамяна. Ныне в частном собрании
Александр Головин известен как мастер портрета и как реформатор канонов театральной декорации. Во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества большую роль в его становлении сыграл Василий Поленов. Особенно ярко влияние мастера прослеживается в пейзажной живописи Головина.
В конце 1900-х Александр Головин создает цикл пейзажей с видами старинных парков. Картина «В саду» входит в эту серию произведений. В ней художника прежде всего интересуют декоративные моменты, узорчатые переплетения ветвей и крон деревьев, дополненные игрой теней на дорожках и мерцающими бликами солнечного света на листве. Такая красочность и декоративность, с помощью которой Головин изображал природу, будет прослеживаться на протяжении всего творчества художника.
Арам Абрамян
В дальнейшем произведение приобрел Арам Абрамян, советский уролог и один из крупнейших коллекционеров в СССР, любитель ярких и праздничных полотен.
Иван Билибин. Святогор и сумочка переметная. 1913. Собрание А. Я. Абрамяна. Ныне в частном собрании
В будущем активный участник художественного объединения «Мир искусства» Иван Билибин изначально не планировал пополнять ряды художников. Только после окончания юридического факультета в Санкт-Петербургском университете он задумался о смене деятельности. Несколько лет Билибин учился под руководством Ильи Репина в Петербургской рисовальной школе княгини Марии Тенишевой.
Под впечатлением от «Трех богатырей» Виктора Васнецова Билибин создает первые иллюстрации – к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». В дальнейшем художественный талант Билибина особенно ярко будет проявляться именно в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам. Одну из таких иллюстраций, «Святогор и сумочка переметная», приобрел и долгое время хранил в своей коллекции Арам Абрамян.
Николай Рерих. Псково-Печерский монастырь. 1907.Собрание А. Л. Мясникова. Ныне в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро
Художник, археолог, писатель Николай Рерих в 1900-х годах много путешествовал по старинным русским городам с целью изучения древних памятников архитектуры, традиций народного искусства, фольклора. Итогом этих экспедиций на север России стал цикл этюдов, запечатлевших древнерусские постройки Ярославля, Владимира, Костромы, Суздаля и Пскова.
Произведение «Псково-Печерский монастырь» было создано в 1907 году, вероятно, по более ранним натурным зарисовкам Рериха, сделанным во время его путешествия. В изображении архитектуры художник отказывается от своих характерных живописных приемов: фантазийных преобразований и стилизации форм зданий. Рерих пишет исторические здания реалистично, подробно передавая их детали и особенности.
Александр Мясников
Картину в середине XX века приобрел советский терапевт Александр Мясников, автор автобиографической книги «Я лечил Сталина», значительную часть которой он посвятил рассказу о любви и страсти к коллекционированию.
Аристарх Лентулов. Натурщик. 1908. Собрание С. А. Шустера. Ныне в частном собрании
Один из активных участников объединения «Бубновый валет» Аристарх Лентулов был экспериментатором и активным участником диспутов о задачах нового искусства. В 1907-1910 годы, незадолго до формирования общества художников «Бубновый валет», Аристарх Лентулов находился под влиянием энергии цвета и динамичного мазка немецких экспрессионистов, постимпрессионистов и фовистов, прежде всего Поля Гогена и художников группы «Наби». Так и сложился особый колорит художника: яркий, насыщенный и декоративный.
Соломон Шустер
Работа «Натурщик» из ленинградского собрания Соломона Шустера прекрасно демонстрирует этот колорит, характерный для раннего периода творчества художника. Этот портрет, вписанный в пейзаж, скорее всего, был исполнен в Крыму, где в 1908 году Лентулов создал серию композиций с обнаженными на пленэре.
Павел Филонов. Поклонение волхвов. 1914. Собрание И. Г. Сановича. Ныне в частном собрании
Павел Филонов – незаменимая и уникальная фигура в мире русского авангарда. В мире искусства он выступал не только в качестве художника, но и исследователя и теоретика. Филонов часто писал картины на темы ветхозаветных и евангельских сюжетов. Произведение «Поклонение волхвов» входит в этот цикл полотен. Несмотря на то, что работа не завершена, она приковывает внимание зрителя и полностью погружает в сюжет.
Игорь Санович
Советский коллекционер Игорь Санович, в чьем собрании находилась работа, рассказывал, что Филонов не продал ни одной картин за всю свою жизнь, несмотря на большой спрос на его творчество. Художник заявлял, что все его произведения должны принадлежать мировому пролетариату. «Поклонение волхвов» — единственное полотно, которое художник подарил. Такое сокровище досталось другу мастера, замечательному художнику Михаилу Матюшину.
Графические портреты коллекционеров: Мария Пономарёва.