Кирпич как искусство: что смотреть на выставке «Фальконье. Архитектура света»
В новых зданиях едва ли можно встретить искусный стеклянный кирпич Фальконье, но еще в начале прошлого века этот материал использовался практически повсеместно, от жилых домов до парковых павильонов. Архитекторы любили изобретение за баланс функциональности и эстетики: кирпичи не только мало весили и отличались прочностью, но также мягко рассеивали свет в пространстве. Увидеть оригинальный материал и его современные интерпретации можно в Музее архитектуры имени А.В. Щусева: команда собрала более 100 объектов, последовательно рассказывающих историю уникальной для своего времени технологии.
Кирпичи Фальконье, или Революционные стеклоблоки
Швейцарец Гюстав Фальконье — тот, кто определил развитие строительных технологий на десятилетия вперед. Несмотря на открытие собственного бюро, в историю он вошел не как архитектор-практик, а прежде всего как изобретатель-новатор. Свой главный патент Фальконье представил в конце 1880-х годов: это были кирпичи из выдувного стекла, названные по имени создателя. Блоки с углубленными стенками можно было использовать как классическую кирпичную или каменную кладку, а их главной особенностью стала герметичная пустотелая конструкция. Изобретение почти сразу же получило международное признание, в том числе на Всемирных выставках в Чикаго и Париже: профессиональное сообщество оценило оптимальную теплоизоляцию, легкий вес, долговечность и декоративность.
Окно в доме компании Фаберже, архитектор К.К. Шмидт, 1899-1900 годы, Санкт-Петербург. Фото: Н.А. Андреев
Сделанные вручную стеклянные кирпичи использовали ведущие архитекторы – Эктор Гимар, Огюст Перре и Ле Корбюзье, – а география их распространения варьировалась от США и Великобритании до Москвы и Нижнего Новгорода. Спустя почти 150 лет после создания строительного материала изучением его технологии и производством занимается лишь несколько компаний в мире, включая петербургскую мастерскую NWGlass.lab.
Пломбировочная печать стеклянного кирпича, надпись «Фальконье привил[егия] №14822»
Воссоздание материала
Сотрудничество Музея архитектуры и экспериментального производства NWGlass.lab началось в 2019 году: совместная инициатива зародилась благодаря общему интересу к технологии создания кирпичей Фальконье и возможности ее восстановления. Поиски идеальной формулы заняли несколько лет — команда снова и снова пересматривала процессы, изготавливала десятки форм и совершенствовала метод. Когда нужная техника все-таки была найдена, мастера решили воссоздавать самые ходовые экземпляры материала.
Фирменное клеймо МУАР. Фото: А.В. Стрельников
Тамара Ковалева руководитель экспериментального производства NWGlass.lab
в Санкт-ПетербургеНам интересна наука, эксперименты, возможность создать то, что доступно далеко не всем. Безусловно, выдувание изделий из стекла под силу многим производствам в нашей стране, но найти золотое сечение, смысл, суть — это более сложная задача.
Чтобы изготовить один кирпич, необходимы совместные усилия нескольких человек. Сначала команда делает заготовку — плавит стекло в тигле, после чего мастер набирает одну каплю в трубку, формируя небольшой шарик. Затем заготовка помещается в форму и выдувается: почти готовое изделие остается только подрезать с трубки и запечатать отверстие еще одной каплей стекла.
Современный стеклянный кирпич Фальконье модели №9 производства NWGlass.lab. Фото: А. Стрельников
«Кирпичи существовали не так долго, как массовый продукт — стеклоблок, — добавляет Тамара. — Это изделие куда более уникальное. Мы хотели задать планку для производств, которые будут использовать технологию в дальнейшем».
Стекло — это вечный материал, непроходящая магия. Оно было прекрасно 200 лет и остается таким же сейчас.
Фальконье в прочтении Музея архитектуры
Фото: МУАР
Новая экспозиция объединила предметы из собрания Музея архитектуры и частных коллекционеров — кирпичи от производителей из Европы и Российской империи, а также советские стеклоблоки. Результаты экспериментов NWGlass.lab представлены современными экземплярами разноцветных стеклянных кирпичей: они собраны в разноцветные кладки в пространстве флигеля «Руина» и останутся с музеем после официального завершения выставки. Основную экспозицию дополнила инсталляция «Беда», поднимающая проблему сохранения культурного наследия в современном мире, и пять совершенно нестандартных кирпичей в единственном экземпляре, которые наглядно демонстрируют сложность производственного процесса.
Фото: МУАР
Сам стеклянный кирпич выступил основой и для пространственного решения экспозиции, разработанного бюро Planet 9. По словам архитектора выставки Натальи Жернаковой, отправной точкой стал образ скользящего по стеклянному кирпичику луча солнца. Студия использовала скульптурную и минималистичную застройку, которая акцентирует внимание на изделиях и в то же время контрастирует с историческими интерьерами здания.
Анна Кистанова директор Музея Мельниковых, куратор выставки «Фальконье. Архитектура света»Никита Андреев искусствовед, куратор выставки «Фальконье. Архитектура света»Пространство флигеля «Руина» стало идеальным местом для этой истории: оно наполнено светом и позволяет увидеть все особенности стеклянных кирпичей Фальконье.
Фото: МУАР
Исследования музея получили важное практическое применение — удалось воссоздать кладки из стеклянных кирпичей в нескольких зданиях Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. «Один из важнейших итогов этой работы — возможность восстановления исторических зданий. Современные стеклянные кирпичи уже активно используются как реставрационный материал: ими восполняют утраченные элементы в старинных кладках», — подчеркивают кураторы.
Выставка — это еще и возможность сохранить то наследие, которое не должно пропасть.
Выставка «Фальконье. Архитектура света». Площадка третьего этажа флигеля «Руина». Фото: Н. Андреев
Помимо новейших исследований, связанных с изобретением Гюстава Фальконье, посетители выставки узнают секреты производства стеклянных кирпичей; увидят сырье, формы и инструменты для выдувания различных моделей Фальконье. Однако для Музея архитектуры проект важен не только как рассказ об одной из популярных строительных технологий прошлого: команда заинтересована в актуализации материала и использования стекла в архитектуре в целом.
Выставка «Фальконье. Архитектура света» открыта в Музее архитектуры имени А.В. Щусева до 20 августа 2023 года.
На обложке: стеклянные кирпичи, модель №9. XXI век, Санкт-Петербург. Фото: А. Стрельников.