Дизайн как идеология: 90-летний юбилей журнала «Domus» Джо Понти
Джо, или Джованни, Понти не верил, что форма должна следовать за функцией. Напротив, он утверждал, что «подразумеваемая во всем функциональность не имеет ничего общего с этим вопросом», форма же «вытекает из понятий сущности и правды». Поэт по своей природе, он стремился превратить повседневную жизнь в чувственный праздник и использовал для этого лучшее средство – дизайн. Небоскребы, соборы, университетские здания и художественные музеи – за свою жизнь Понти реализовал 120 проектов, в том числе и в более мелких формах, от богато декорированной стеклянной посуды, кофеварок и вилок до костюмов и декораций для постановок знаменитого оперного театра «Ла Скала» в Милане.
Понти был настоящим «человеком эпохи Возрождения» и сыграл за свою жизнь немало ролей. Он был не только архитектором, дизайнером и ремесленником, но и преподавателем, поэтом, художником, журналистом и, наконец, издателем.
В 1928 году – в это время он работает с Эмилио Ланчиа в Studio Ponti e Lancia и проектирует, в том числе, Via Randaccio в Милане и Bouilhet villa в Гарше близ Парижа – он основал один из первых архитектурных журналов в мире, «Domus» («Дом» в переводе с латыни). Участвовать в создании журнала Понти пригласил своего друга, флорентийского журналиста Уго Оджетти. Это сотрудничество положило начало богатой, 90-летней, истории «Domus», работу над которым Джо Понти почти не прекращал до самой смерти (за исключением небольшого перерыва между 1941 и 1948 годами). Архитектор лично написал как минимум одну статью в каждый из 560 выпущенных им номеров. Журнал выходит до сих пор, а юбилейная выставка, посвященная его 90-летию, состоялась в рамках апрельского Salone del Mobile.Milan в галерее Fondazione Sozzani на севере Милана. Впечатляющее наследие архитектора-издателя собрали в кураторскую экспозицию с яркими обложками на желтых стенах и утонченными эскизами в маленьких черных рамках.
Фотографии, яркие рисунки, графические эскизы и печатные шрифты – вот то, что составляет медиа-мир Джо Понти, человека столько же разностороннего, сколько и энергичного. «Мечта о живописи сопровождала меня всю мою жизнь», – однажды заметил архитектор, и стоит посмотреть на выразительно пятновые журнальные обложки «Domus», чтобы убедиться в том, что эта мечта так или иначе нашла воплощение. За что бы ни брался Понти, каждый элемент – изогнутый скелет его подписи, корпус стула 699 Superleggera или яркие цвета расписанной вручную ткани – пропитан жаждой творчества.
На протяжении всей своей долгой жизни (архитектор умер в возрасте 87 лет) Джо Понти стремился к созданию того, что он называл «законченной формой, <…> неизменной, неповторимой и последовательной». С этой установкой он проектировал все, над чем работал, от первых небоскребов до текстиля. Кофеварка, спроектированная им в 1948 году для La Pavoni, до сих пор считается одной из самых красивых кофемашин из когда-либо созданных, и в каждом ее изгибе читается та самая «законченная форма». И все-таки Понти не переставал работать: от построил здания в 13 странах мира, преподавал четверть века, целых 50 лет был редактором и издателем и не представлял иной жизни. Когда современники то ли в шутку, то ли серьезно называли его «человеком эпохи Возрождения», Понти возмущался: «Почему меня сравнивают с итальянцами прошлого, а не с современными итальянцами или итальянцами вообще?».
Просветительство было одной из важнейших частей его жизни. Помимо лекций и издания двух журналов – в годы войны, оставив пост главного редактора «Domus», архитектор возглавил журнал «Stile», где работал с 1942-го по 1947-й, – он успевал надиктовывать две с половиной тысячи писем, иллюстрировал их, писал стихи и занимался живописью. Именно Понти стоит благодарить за то, что итальянский дизайн имеет не только коммерческую силу, но и интеллектуальный вес. В развитии дизайна, проектирования и появлении новых вещей он видел саму суть времени. Архитектор верил, что время формируется путем трансформации вещей: там, где вещи не меняются, не существует ни времени, ни истории. Инновации – это естественный фактор эволюции, поэтому все художественные дисциплины должны быть открыты для экспериментов.
Экспозиция в галерее Fondazione Sozzani
Именно «Domus», созданный в избыточной эклектичной манере, позволил взглянуть на мир дизайна самым широким образом, и, по сути, сформировал современный итальянский дизайн с его идеалами и принципами.