Роль коллекционного дизайна - о чем говорили на Cosmoscow
В рамках ярмарки современного искусства Cosmoscow прошла дискуссия о предметной среде коллекционного дизайна. Экспертами выступили дизайнер и основатель «NG Gallery» Надежда Ананьева, дизайн-критик и заместитель издателя Russian Art Focus Мария Савостьянова и коллекционер и основатель галереи «MIRRA» Ирина Могилатова. Модератором разговора стал дизайнер и историк архитектуры Виктор Дембовский.
О ПОКУПАТЕЛЯХ
Виктор Дембовский: В чем граница между коллекционным дизайном и современным искусством? Последнее время все чаще предметы коллекционного дизайна называют функциональным искусством. Так ли это?
Мария Савостьянова: Коллекционный дизайн это прежде всего ценный, но функциональный предмет. Редкие авторские вещи чаще всего покупают коллекционеры современного искусства. Эти азартные и опытные охотники ищут себе в дома мебель, которая будет под стать работам выдающихся художников, скульпторов, фотографов, имеющихся в их собраниях. Первоклассное искусство требует достойного соседства.
Надежда Ананьева: Помимо этого, предметы коллекционного искусства являются хорошей инвестицией. У меня и нашей галереи эмоциональный подход.
Для меня важно, чтобы вещь несла эмоцию. Не всегда можно уговорить заказчика на покупку, апеллируя известными именами. Важен контакт покупателя с предметом. Выстраивайте диалог между произведением искусства и заказчиком, таким образом вы раскроете характер работы и его эмоциональную составляющую.
Мария Савостьянова: Насмотренность и детальное изучение темы влечет за собой желание обладать уникальными предметами. Бывает, люди, заинтересовавшиеся коллекционным дизайном собирают мини-коллекции, периодически расчищая имеющиеся запасы. Но это редкие истории. Основной рынок формируют заказчики, желающие объединить уникальность и функциональность.
Надежда Ананьева: Общаясь с заказчиками я рассказываю, что приобретение «породистых» коллекционных работ создаст для их детей уникальную культурную среду. Буквально 2-3 стоящих предмета способно повлиять на отношение ребенка к миру искусства.
Ирина Могилатова: Я могу рассказать с позиции коллекционера, которым я являюсь вот уже 6 лет. У каждого коллекционера происходит эволюция. Меняются вкусовые предпочтения и появляется желание большего. Сейчас я замечаю, что мне трудно посещать обычные магазины мебели. Я ищу эксклюзивные работы.
О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
Виктор Дембовский: Подниму важный вопрос, о ценообразовании. Как вы относитесь к переизданиям и как это влияет на цены коллекционных предметов?
Ирина Могилатова: Да, конечно влияет негативно. Теряется эксклюзивность предметы и падает желание приобрести такие работы. Но аутентичный предмет, который сейчас переиздают, будет всегда интересен любому коллекционеру.
Мария Савостьянова: Цена зависит от многих факторов. Мы имеем дело с дизайном, а не с объектами декоративно-прикладного искусства. Как правило мы подразумеваем вещи, которые придуманы для серийного производства. На цену влияет тираж, имя автора, материалы, «засвеченность» модели в больших музейных проектах. Конечно, особой ценностью обладают прототипы. Если вещью обладал выдающийся человек, это обстоятельство также может повысить ее в цене. Рынок по- разному реагирует на переиздания культовых моделей. Переиздания тоже делают лимитированными сериями. Например, выпущенные к юбилею автора. Со временем стоимость таких предметов увеличится и они также станут предметом поисков коллекционеров.
Интересно, что коллекционный предмет может обладать меньшей стоимостью, чем серийная брендовая работа. Но в таких вещах есть потенциал, цена за коллекционный предмет может значительно вырасти. Нельзя купить стул или светильник 1950-х годов, не разобравшись в истории вопроса. Покупка подобных предметов требует погружения в тему.
Виктор Дембовский: А как быть современному коллекционному дизайну и дизайнерам? Кто должен ставить цену работам начинающих авторов?
Мария Савостьянова: Дизайнер не приходит к галеристу с готовой вещью, скорее галерист-продюсер говорит дизайнеру какую работу ждет его клиентура. Вместе они думают из чего будет сделана эта вещь, где выпущена и в каком количестве.
Ирина Могилатова: Могу добавить, что стоимость предметов дизайнера это вопрос менеджмента. Как пример можно взять Гарри Нуриева и его гениальный промоушен. Он выставляет свои работы вне галерей, но и с ним работает хорошее пиар-агентство.
Даже самого талантливого артиста нужно раскручивать. Молодому дизайнеру важно найти продюсера.
О КОЛЛЕКЦИОННОМ ДИЗАЙНЕ В РОССИИ
Виктор Дембовский: А что касается российского рынка, как с ним обстоит дело? Есть ли у нас люди, собирающие коллекционный дизайн?
Ирина Могилатова: Я не могу сказать, что у нас есть коллекционеры. Скорее российские покупатели просто приобретут вещь в свой дом по приколу, чем будут создавать свою коллекцию предметов.
Есть отдельные персонажи, но таких можно пересчитать по пальцам руки. Например, у Абрамовича есть своя коллекция.
Надежда Ананьева: Русские долго присматриваются, но быстро учатся. Для появления первых коллекционеров должно пройти минимум 5 лет. Участвуя в ярмарке Сosmoscow я вижу, что люди тепло реагируют на коллекционный дизайн. Взаимодействуя с предметом покупатель видит разницу с массовыми товарами.
Ни количество денег, ни модные тенденции не заставят купить коллекционное изделие. Но коллекционным искусством можно заразиться. Поэтому, для появления соответствующего рынка важна роль дизайнеров интерьера и журналистов, которые будут знакомить с коллекционным дизайном российскую публику.
Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow основана коллекционером и меценатом Маргаритой Пушкиной в 2010 году.
В настоящее время является единственной международной арт-ярмаркой в России и странах СНГ.
В этом году участниками мероприятия стали 67 российских и международных галерей; за время работы ярмарку посетило порядка 22 000 человек.
Гостями закрытого превью для коллекционеров стали более 7 500 человек.