«Авангард: на телеге в XXI век» — гид по выставке в Музее русского импрессионизма
В 1921 году в городе Советск Вятской губернии прошла третья передвижная выставка художников-авангардистов, однако вскоре после этого шедевры были забыты почти на 100 лет. Новая выставка в Музее русского импрессионизма частично воссоздает исторический проект и представляет редкие произведения из фондов региональных музеев. Рассказываем, что смотреть на реконструкции масштабной экспозиции авангардного искусства, которая откроется уже 3 февраля.
Выставка «Авангард: на телеге в XXI век» обращается к событиям бурного послереволюционного времени, когда советская власть активно сотрудничала с художниками-авангардистами, видела в них движущую силу для продвижения коммунистических идей и приобретала их работы для столичных и региональных музеев. Тогда, на масштабной экспозиции 1921 года, зрители могли увидеть более 300 произведений из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани. Объединившись с командами Ельцин Центра и Энциклопедии русского авангарда, Музей русского импрессионизма смог частично воссоздать легендарную третью и две первые художественные выставки в Советске и показать редкие произведения из фондов региональных музеев — Вятского художественного музея, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Слободского и Яранского краеведческих музеев.
Экспозиция расскажет о художественной политике советской власти в первые послереволюционные годы и о деятельности кураторов-энтузиастов, которые в непростое для страны время устраивали выставки авангардного искусства.
Посетители не только заново откроют шедевры Василия Кандинского, Александра Родченко, Николая Фешина, Ивана Клюна, Александры Экстер и других мастеров, но и смогут впервые увидеть отреставрированную двустороннюю картину «Композиция» Алексея Моргунова — соратника Казимира Малевича.
«Авангард: на телеге в XX век» — первая в истории изучения русского авангарда выставка, раскрывающая историю беспрецедентного для провинциальных городов показа современного искусства. Кураторы-энтузиасты, архитектор и музейный работник Евгений Медведев, школьный работник Сергей Якимов и вятский живописец Сергей Вшивцев буквально несли искусство в массы, невзирая на тяжелейшие условия существования в то время, последствия Гражданской войны, массовый голод, эпидемии. Изучение первой, второй и третьей выставок, организованных районным отделом Главмузея города Советска в Вятской губернии, дает современным исследователям и любителям русского авангарда уникальную возможность увидеть экспозицию, концепция которой сложилась сто лет назад. Здесь реалистическое искусство соседствует с модернистскими экспериментами и беспредметными композициями. В начале 1920-х годов такое соседство представлялось вполне уместным и демонстрировало многообразие стилистических направлений, сосуществовавших в искусстве.
Василий Кандинский. Эскиз композиции «Красное с черным», 1915 Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Абстрактное или беспредметное искусство, яркие представители которого — Василий Кандинский и Казимир Малевич, стало самой трудной для понимания частью третьей передвижной выставки в Советске. Направление, которое внесло неоспоримый вклад в мировую культуру, не всегда принималось российским зрителем, поэтому кураторы оригинальной экспозиции стремились преодолеть этот барьер и объяснить публике суть современного искусства.
На восстановленной экспозиции в Музее русского импрессионизма представлены несколько работ Василия Кандинского, который, в отличие от композиций Малевича, обращался к ассоциативному мышлению зрителя с помощью ярких цветных линий и пятен. К моменту возвращения художника в Россию из Мюнхена в 1924 году, Кандинский уже активно применял в творчестве собственную систему. Наряду с другими абстрактными шедеврами, интересна история эскиза к картине «Красное с черным», которая сейчас хранится в собрании Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте. Подписная акварель Василия Кандинского была найдена в 1996 году подклеенной к рисунку Василия Чекрыгина «Сцена в поле».
Николай Фешин. Портрет М. Н. Евлампиевой, 1914Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Художника и преподавателя Казанской художественной школы Николая Фешина считают мастером универсального дарования. В его работах предельная анатомическая точность сочеталась с изысканной графической фактурой, а традиции реализма русских художников-передвижников — с линиями импрессионизма и экспрессионизма. Несмотря на множество умений и склонностей, любимым жанром художника оставался портрет: так, на картине «Портрет М. Н. Евлампиевой» он запечатлел свою ученицу. По воспоминаниям самой Марии Евлампиевой, она позировала художнику 8-10 сеансов в его мастерской. За свою жизнь Фешин написал множество портретов — возможность передать неповторимый облик, характер и настроение человека всегда вдохновляла мастера.
Алексей Кравченко. Радуга, 1913 Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Алексей Кравченко — яркий герой истории русской гравюры и книжной иллюстрации. В 1920–1930-е годы художник создал графические сюиты к произведениям русских и зарубежных писателей, среди которых Александр Пушкин, Николай Гоголь, Оноре де Бальзак, Стефан Цвейг и другие. Кравченко окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где прошел школу живописного мастерства у Аполлинария Васнецова, Абрама Архипова, Константина Коровина и Валентина Серова. Затем получил уроки графического искусства в мюнхенской школе-студии Шимона Холлоши.
Одна из немногочисленных живописных работ художника, которые он хранил в своем доме-мастерской, — картина «Радуга». Работа написана по классическому образцу, но из-за влияния народного декоративно-прикладного искусства пейзаж выглядит нарочито ярко и условно.
Вера Пестель. Композиция, 1915 МБУК Слободской музейно-выставочный центр
На творчество Веры Пестель большое влияние оказали европейские мастера, в мастерских которых она обучалась, — М. Э. Фализ, Анри Ле Фоконье и Жан Метценже, а также направление супрематизма. «Амазонка авангарда» и сторонница современных течений, после нескольких месяцев в Париже художница занималась в Свободной коллективной мастерской Владимира Татлина. Предполагается, что на картине «Композиция» художница запечатлела один из контррельефов, созданных этим крупнейшим представителем русского авангарда — характерные цилиндры из жести и картона.
Алексей Моргунов. «Композиция» до реставрации, 1915-1916 МБУК Слободской музейно-выставочный центр
Сын известного русского пейзажиста Алексея Саврасова и ученик Константина Коровина, Алексей Моргунов с начала 1910-х был неизменным участником преобразований в искусстве. Произведения мастера хранятся во многих музеях мира: от Чикагского университета искусств в США, Третьяковской галереи и Государственного Русского музея до региональных художественных музеев России. Неопримитивистские работы этого художника были представлены на первой выставке «Бубнового валета» — одного из самых значимых объединений русского авангарда, а московская мастерская Моргунова в те годы стала центром притяжения молодых авангардистов.
«Композиция» — одна из ключевых работ, относящихся к кубистическому периоду творчества Моргунова. Картина была обнаружена кураторами в собрании Слободского краеведческого музея в Кировской области во время подготовки к выставке. Шедевр русского авангарда не выставлялся почти сто лет и нуждался в масштабной реставрации из-за осыпей красочного слоя, загибов, прорывов и других серьезных повреждений холста. С помощью краудфандинговой платформы Planeta.ru организаторам выставки удалось собрать более 800 000 рублей — средства были направлены на реставрацию произведения, а также на изготовление тактильных станций с объемной копией картины, фрагментом материала и специально подобранным ароматом. После экспонирования в Музее русского импрессионизма это произведение займет место в основной экспозиции Слободского краеведческого музея и сможет участвовать во временных проектах российских и зарубежных музеев.
Выставка «Авангард: на телеге в XXI век» в Музее русского импрессионизма пройдет с 3 февраля по 22 мая 2022 года.
На обложке: фрагмент картины Василия Тимофеева «Зима», 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.