«Революция за дверью»: гид по выставке Анненкова в Музее русского импрессионизма
22 мая можно послушать лекцию директора Музея русского импрессионизма на тему, которая крайне редко обсуждается в культуре, – феномен русского импрессионизма. Прямая трансляция пройдет в 13:00 в социальных сетях и на YouTube-канале музея. А пока вы вбиваете ее в календарь, мы решили поделиться еще одной онлайн-возможностью – гидом по работам с выставки «Юрий Анненков. Революция за дверью».
Палаццо Дарио. Венеция. V-A-C Collection
Юрий Анненков несколько раз был в великом городе искусства Венеции. Художник с детства вдохновлялся венецианскими пейзажами Каналетто и Гварди. Первый его выезд за границу случился именно в этот город и был оформлен как командировка с целью посещения Венецианской биеннале. Тогда в экспозиции Русского павильона было представлено несколько его работ. Город поразил художника, позже он старался приезжать в него вновь и вновь.
Анненков говорил про Венецию: «Город-амфибия, ирреальный и единственный в мире, умирающий так манерно и жеманно, что даже в свой последний путь здесь отправляются на гондоле». По итогам венецианских путешествий появились пейзажи, запечатлевающие меланхолическое великолепие города.
Площадь Сан-Марко, Венеция. 1929. Галерея Наши художники
На выставке представлено два вида Венеции: на одном изображена площадь Святого Марка, а на другом – овеянный мистическими городскими легендами Палаццо Дарио. Пейзажи написаны в схожей манере: с имитацией туманной дымки и времени проливных дождей. В такие моменты она становится сплошной загадочной театральной декорацией. Именно такую пустынную Венецию любил Юрий Анненков и писал на своих холстах.
Мастерская. Около 1925. Частное собрание
Главным элементом работы стал чертежный стол, отсылающий к конструктивистским абстрактным композициям. Анненков с точностью имитирует разные фактуры. Над столом изображен женский портрет, напоминающий Генриетту Мавью, с которой художник познакомился во время первой поездки в Париж и встречался два года. Анненков вспоминал: «В то время у меня была подружка, монпарнасская натурщица, девушка из подозрительного квартала с улицы Муффтар, тогдашнего гнезда «апашей». Она была очень красива, ей только-только исполнилось шестнадцать лет, и она была хорошим и нежным товарищем». Сохранилось всего три анненковских портрета Генриетты. Где сейчас находятся два оригинала, неизвестно. Поэтому работа «Мастерская», помимо своей художественной ценности, является еще и единственным произведением, сохранившим образ Мавью кисти Анненкова. Скорее всего, художник изобразил интерьер той самой мастерской на Монпарнасе, где он был так счастлив и влюблен в юности.
Зимний пейзаж. 1910. © Государственная Третьяковская галерея
Картина была создана Юрием Анненковым во время учебы в мастерской Яна Ционглинского. Это одна из редких работ, исполненная в импрессионистической манере в ранний период его творчества. Яркая и колористическая гамма используется для передачи свежести и сияния солнечного зимнего дня. Вдохновляясь принципами французских импрессионистов, Анненков пишет в свободной манере цветные тени с оттенками розового и фиолетово-голубого, передавая пленэрные эффекты. Импрессионизм стал путем раскрепощения для поисков новых форм и способов художественного выражения.
Негритянка. 1915. © Собрание А. А. Васильева
В творчестве Юрия Анненкова театр занимает одну из главных ролей. За 50 лет в России и Франции он оформил более 70 постановок в роли сценографа и художника по костюмам. Его театральная карьера началась в петербургском пародийном театре «Кривое зеркало» - Николай Евреинов пригласил молодого художника-иллюстратора журнала «Новый Сатирикон» оформить спектакль «Homo sapiens». В первой же постановке Юрий Анненков добился главного принципа: передача смысла за счет сценографии. Дебют показал – в театр пришел новый герой, сценограф, способный создать точный образ спектакля.
Концепция Юрия Анненкова строилась на футуристических манифестах, согласно которым современный театр должен избегать подражания и историзма. Новый театр должен представлять собой «сплетение различных ритмов и синтез скоростей». По видению Юрия Анненкова, идеал театра – калейдоскоп, динамическая картинка вне сюжета и логики.
Выставку «Юрий Анненков. Революция за дверью» еще можно успеть посетить. Музей русского импрессионизма продлил ее до 23 августа.