Loewe Foundation Craft Prize: 9 работ на грани ремесла и искусства
Члены жюри премии Loewe Foundation Craft Prize, в числе которых креативный директор Loewe Джонатан Андерсон, дизайнеры Наото Фукасава и Патрисия Уркиола и архитектор, обладатель Притцкеровской премии 2012 года Ван Шу, определили 29 финалистов и победителя. Рассказываем о самых ярких проектах в девяти номинациях.
Loewe Foundation Craft Prize 2021
Задача учрежденной в 2016 году премии Loewe Foundation Craft Prize – поддержать инновации и стремления к исследованиям в области современных ремесел. «Я думаю, что границы между ремеслом и искусством постепенно исчезают – мы начинаем смотреть на ремесло совсем иначе. Последние 10 лет мы начали понимать, что ремесло может быть скульптурным и живописным, осязательным и функциональным. И мы видим это в современном искусстве…», – Джонатан Андерсон, креативный директор Loewe.
Выставка Loewe Foundation Craft Prize в этот раз проходит в цифровом формате на онлайн-платформе The Room: работы показаны на фоне впервые смоделированного в 3D большого зала Музея декоративного искусства в Париже (Musée des Arts Décoratifs).
Номинация: Дерево
Даршана Раджа (Darshana Raja) из Кении создала смелую и динамичную скульптуру Whole Hole из обрезков дерева мвули, собранную с математической точностью. Прямые деревянные рейки превратились в объемный округлый предмет. Дополнительную глубину материалу придает обработка деревянной поверхности японским методом шоу суги бан.
Номинация: Керамика
Джек Доэрти (Jack Doherty) из Ирландии, вдохновленный архетипическими формами ритуальных сосудов, сделал уникальный сосуд Guardian Vessel. Карбонат меди, добавленный к фарфору в процессе обжига, формирует на поверхности причудливые океанические переливы. Рукотворность подчеркивается не только живой формой, но и тонкой текстурой: на поверхности иногда просматривается узор папиллярных линий.
Номинация: Стекло
Датский художник по стеклу Тобиас Мёль (Tobias Møhl) – автор оригинальной серии сосудов из прозрачного и черного стекла Black Twill Collection. В ней он стремился объединить современную скандинавскую эстетику и методы выдувания стекла, распространенные в XVII веке. Серия вдохновлена ботанической темой: сосуды разных размеров украшены узором, напоминающим рисунок листьев или перья.
Номинация: Металл
Кёк Ким (Kyeok Kim) из республики Корея буквально сплела большую скульптуру Second Surface в виде паутины из медной проволоки, отделанной сусальным золотом. Эта работа, воссоздавая и масштабируя повторяющиеся узоры на коже, намекает на защитные свойства кожного барьера и его роли в качестве «хранилища памяти».
Номинация: Лак
Миска Inborn своей волокнистой текстурой напоминает скорлупу кокоса. Однако на самом деле она выполнена всего лишь из одного материала – корейского лака ott-chil. Сон-Ёль Парк (Syngyoul Park) натягивал тонкие полоски разноцветного отчила на глиняный сосуд, чтобы придать форму чаши. В результате получился разноцветный предмет с уникальной текстурой и зазубренным краем.
Номинация: Текстиль
Победитель Loewe Foundation Craft Prize – китаянка Фэнлу Линь (Fanglu Lin) с текстильной инсталляцией She. Используя традиционные для сообщества бай из деревни Чжоучэн ( Юнань, Китай) методы, Линь в течение трех месяцев создавала настенную инсталляцию. Замысловатые узоры складываются из завязанных по особой технике узлов, особых способов сшивания и складывания ткани. Эта обволакивающая, похожая на облако, структура – дань уважения женщинам бай и их трудоемкой технике с тысячелетней историей. «Когда я впервые увидела технику с ее богатой текстурой и первобытной силой, я поняла, что это то, что я так долго искала. С тех пор я начала исследовать наследие этого процесса и художественное творчество, в основе которого это древнее мастерство», – говорит Фэнлу Линь.
Номинация: Бумага
Пакистанский художник Вакас Хан (Waqas Khan) – автор The Library Has no Letters II. Медитативное переплетение крошечных черточек и знаков на используемой специально для росписи миниатюр васли бумаге создано пером с состаренными красными чернилами. Композиция вдохновлена философией суфийской поэзии и рассказывает о традиции каллиграфии в исламском искусстве.
Номинация: Мебель
Дизайнер из Китая Ян Гао (Yang Gao) изготовил необычный предмет мебели, который назвал Dandelion, полностью из бамбука. Его метод необычен: сначала он молотит и разрезает концы бамбуковых палок, создавая формы, напоминающие одуванчики, затем тщательно укладывает каждую из них, формируя объемную структуру в османском стиле. Несмотря на принципиально твердый материал, получившийся предмет чудесным образом выглядит мягким.
Номинация: Другие
Среди участников, работающих в смешанных техниках, члены жюри особенно отметили чилийца Дэвида Корвалана (David Corvalán) с его работой Desértico II, даже присудив ему специальную премию. Геоморфная скульптура, сделанная из медной проволоки и эпоксидной смолы, – заявление против злоупотреблений при промышленной добыче меди в пустыне Атакама в Чили.