Вопрос: какое место в современном интерьере занимает текстильное оформление?
Хотя сегодня в проектах дизайнеров все реже встречаются отсылки к богато украшенным классическим стилям, используемый в них текстиль никуда не ушел, а лишь трансформировался в новые формы и приемы. О том, что изменилось в использовании тканей и какая роль отведена текстильному оформлению сейчас, мы спросили Галину Лугину — практикующего текстильного декоратора.
Галина Лугина Практикующий текстильный декоратор, промышленный дизайнер, основатель компании Бюро GL, автор обучающих программ для текстильных декораторов. Постоянный член жюри международных конкурсов и создатель авторской методики пошива штор.
За последние 20 лет в жизни кардинально изменилось очень многое, от психотипа и предпочтений заказчика, размера, эстетики пространств и приемов их декорирования до материалов и технологий. Дизайнеры уже не цитируют исторические стили, а создают современный интерьер на основе сложных композиционных решений, где текстильный декор становится неотъемлемой частью пространства.
Сегодня текстильное оформление выступает с совершенно другими функциями и смысловыми нагрузками по сравнению с историческими интерьерам, отправной точкой которых был роскошный текстиль. Раньше архитектор разрабатывал и заказывал комплект тканей под каждый проект: портьеры, обивки стен и ширм, декор кровати. Исходя из дизайна ткани и ее цветовой палитры выбирался цвет отделки стен и заказывался напольный ковер.
Текстиль играл значимую роль в интерьере и составлял около 60-70% убранства помещения.
Текстиль защищал от солнца, блокировал холод, сквозняки анфиладных комнат, согревал стены и удерживал тепло, зонировал пространство и обозначал статус заказчика. Однако столь дорогое убранство могли себе позволить только очень состоятельные персоны.
С появлением жаккардовых станков текстиль стал более доступен для широкой аудитории. Состоятельная буржуазия копировала дворцовые интерьеры из альбомов с гравюрами ведущих архитекторов XIX века: текстиль позволял почувствовать себя обладателем королевской роскоши.
Появление центрального отопления, стеклопакетов и бумажных обоев существенно снизило долю текстиля в интерьерах. Его неизменным функционалом остается только защита от солнца, и одновременно с этим происходит значительное облегчение декора окна, уходит многослойность. В современном лаконично-геометрическом интерьере не всегда уместны радиусные линии портьер с басонными изделиями, поддерживающие былую стилистику классических завитков, арок и пышного декора стен.
Интерьер Клод Картье
В наши дни балом правят геометрические формы и композиционные решения интерьеров.
Изменилось и представление о роскоши. Роскошь настоящего и будущего — это высокие технологии, качественные материалы, удобный и практичный функционал, простота в обслуживании. Важную роль играет высота и объем декорируемых пространств. Красивый вид из окна — часть статуса интерьера, зачастую более важная, чем его оформление.
В интерьерном, так же как и текстильном дизайне, произошло разделение предпочтений заказчиков на два основных сегмента. Первый — лаконичный, функциональный интерьер, в котором практически нет личности заказчика. Такие интерьеры представляют собой нейтральный фон для жизни: в них мало контраста, цветовых пятен и ритмов, практически нет орнаментов и рисунка. Интерьер не содержит много информации, не загружает визуалом и не вызывает эмоционального отклика. Поэтому и текстильное декорирование становится фоновым: нейтральные шторы и солнцезащита в виде рулонных штор, плиссированных систем, разного вида жалюзи и панелей, выполняющих основную функцию — защиту от солнца. Сейчас такое оформление составляет около 70% всех интерьеров, и эта цифра в ближайшем будущем будет увеличиваться.
Интерьер Клод Картье
Для творческих людей, которые стремятся превратить ремесло в искусство, остаются 20-30% заказчиков второго сегмента рынка. Это интерьеры клиентов с ярко выраженной харизмой и необходимостью статусного личного пространства. Такие интерьеры пока не может нарисовать искусственный интеллект: необходимо авторское видение дизайнера, его способность понять личность заказчика и предложить нестандартное, сценарное решение интерьерного декорирования. В России с этой задачей отлично справляются стилисты, привнося смысловую нагрузку в базовый интерьер с помощью искусства, ковров, подушек, пледов и декора.
Интерьеры Клода Картье
В работах ведущих мировых дизайнеров превалируют сценография и интеллектуальный дизайн. Отличный пример — инновационные проекты французского декоратора Клод Картье. Каждый ее интерьер имеет не только имя, но и четкий сценарий, где каждому предмету отведена своя роль. Анализируя ее интерьеры, мы сразу определяем главных героев и сюжетную линию, чувствуем, как тонко расписана партитура даже для второстепенных ролей.
Клод Картье любит и умеет безупречно «одеть» все пространство интерьера в текстиль, как заправский костюмер fashion-индустрии, из которой она пришла в дизайн. Ее текстиль — это яркие композиционные пятна, ритмы складок, глубина бархата и блеск шелковых жаккардов с контрастным орнаментом и особым звучанием. Текстильные полотна украшают стены, а портьеры на окнах находятся в постоянном поиске новых пропорций.
Интерьеры Жана-Луи Денио
Эмоциональный и интеллектуальный дизайн — основные векторы развития современного интерьера. Это ярко видно в творчестве еще одного легендарного француза, декоратора Жана-Луи Денио. Если раньше эмоциональный контекст в его работах читался между строк, то сейчас даже его комментарии к публикациям изобилуют эмоциональными эпитетами. В проектах Денио личность есть и у каждого окна, и у дивана, и у кресла, и все они одеты в те самые «драгоценности» — ткани. Форма, облаченная в роскошный текстиль, делает каждый предмет в интерьере звучным и ярким, помогает через фактуры, текстуры, ритмы и цвет ткани реализовать любой интерьерный сценарий.
Интерьер Жана-Луи Денио
В интеллектуально-художественных проектах будущего интерьерный текстиль — неотъемлемая, важная и технологически сложная часть сценографии. Поэтому декоратору важно хорошо разбираться в тканях и их свойствах (составе, пластике, ритмах и пропорциях), декоративной и технической фурнитуре. Нужно уметь работать с горизонтальным и вертикальным раппортом ткани, чтобы корректно вписать ее в пространство. Нельзя забывать про навыки подбора оптимальной технологии пошива и карнизных систем, а также про знание технологий навески штор.
Ткани — это целые миры, поэтому всем, кто находится на пути создания сценографии интеллектуального дизайна, я советую приглашать в проекты текстильного декоратора. Это сделает интерьеры еще более выразительными, фактурными и динамичными.
На обложке: интерьер Клод Картье.