Есения Семипядная: «Яркий текстиль — это дополнительный повод для радости»
Текстильный декоратор Есения Семипядная не зря называет себя королевой орнаментов — она точно знает, для чего нужны рисунки и яркие акценты в оформлении пространства и как их правильно использовать. С присущей ей жизнерадостностью и легкостью Есения рассказала редакции Design Mate о своем профессиональном пути, важности текстиля в интерьере и необходимости фундаментального образования.
В описании одной из ваших соцсетей сказано: «Создаю текстильное настроение». Расскажите, про что для вас текстиль и работа с ним?
Мне кажется, сегодня все забывают про то, что цвет, орнамент и фактуры могут дарить приятные эмоции. Обычно заказчик просить дизайнера сделать пространство «поспокойнее», чтобы оно не раздражало. Но мало кто задумывается, где в таком случае черпать энергию. Ведь как раз разные цвета и орнаменты — это источники питания нашего мозга, без которых становится тоскливо и грустно.
Ко мне часто обращаются заказчики уже на финальной стадии интерьерного проекта: когда они только начинали процесс ремонта, то всего боялись и поэтому стремились сделать оформление как можно более нейтральным, а когда дело дошло до текстиля, осознали, что получился однообразный и скучный эффект. Особенно это заметно, когда человек пожил какое-то время в интерьере и понял, что в нем нет уюта и радости; не за что зацепиться взгляду. А после работы со мной заказчики часто говорят: «Теперь я захожу в дом, и у меня всегда улыбка на лице». Поэтому текстиль для меня — это дополнительный повод порадоваться.
Вообще, шторы — это финальный, но от этого не менее важный штрих в интерьере. При входе в любое пространство мы сразу смотрим на окна, поэтому их оформление всегда бросается в глаза. Я постоянно говорю, что на шторах не стоит экономить фантазию и творческие ресурсы. Лучше сделать что-то по-настоящему хорошее, радующее глаз, поднимающее настроение. Оформление спального места – покрывала, подушки – это тоже важная и приятная часть пространства, напрямую влияющая на наши эмоции.
Те, кто давно следят за мной в соцсетях, знакомы с моими смелыми работами и поэтому готовы к любым экспериментам.
А бывает так, что даже несмотря на ваш авторский стиль, приходят запросы на более нейтральное текстильное оформление?
Что интересно, чаще всего за нейтральным оформлением обращаются именно дизайнеры интерьера, а не конечные заказчики. У них есть свои страхи, касающиеся опасности цвета и орнамента, а к ним прибавляются еще и страхи заказчика. Но подобные проекты я обычно никуда не выкладываю в соцсети: мне кажется, нельзя размывать авторский почерк. Я часто об этом говорю в своих курсах и выступлениях — важно правильно выбирать, что показывать аудитории. Например, если вы хотите работать в более спокойной стилистике — то публикуйте именно такие проекты. Вовсе не обязательно показывать абсолютно все, что вы делаете.
Расскажите немного про ваш путь — как вы пришли к работе текстильным декоратором?
В профессию я попала абсолютно случайно. С самого начала учебы на художественном факультете педагогического университета я работала руководителем детского театра моды, то есть уже тогда была связана с текстилем. После окончания учебы я захотела сменить работу и случайно наткнулась на объявление с вакансией дизайнера в салон штор. Хотя у меня не было как такового опыта работы с этим направлением, меня взяли: я думала, что поработаю в салоне два месяца, а в итоге задержалась на два года, но потом уже открыла собственную компанию. Сейчас у меня своя текстильная дизайн-студия, где я отвечаю за всю творческую часть.
Помимо студии, вы также основали Союз текстильных дизайнеров и декораторов. Расскажите, как это объединение помогает профессионалам из индустрии?
Несколько лет назад я задумалась о том, что дизайнеры интерьера как-то держатся вместе, а у нас – текстильных декораторов – нет своего союза. Думаю, сейчас мы в первую очередь позитивно влияем на общий климат в профессии — взаимовыручку, какие-то общие проекты. В целом союз может решать множество вопросов каждого из участников, это достаточно гибкое объединение. С помощью площадки декораторы могут реализовывать свои идеи, но глобально мы, конечно, хотим поднимать профессию на хороший уровень и делать больше образовательных проектов. Так как наша профессия создавалась стихийно, в процессе появилась масса проблем и задач, которые мы сможем решить только объединившись в большой мощный союз.
Интересно, что профессия текстильного декоратора существует уже 30 лет, но при этом нет никаких официальных доказательств этого.
А как, на ваш взгляд, у нас сегодня развивается профессия по сравнению с другими странами?
За рубежом все развивается по-другому. В Германии, например, есть салоны штор, но это чаще всего отдельная сфера. А профессия дизайнера или декоратора у них априори включают в себя текстиль. У нас это невозможно еще и потому, что дизайнеров интерьера не учат работать с текстилем. Не говоря уже о правильной работе с сочетанием орнаментов, цветов и фактур в текстильных комбинациях. Поэтому мы и отделились в самостоятельную профессию.
Сейчас нам прежде всего нужно развивать образование. Талантливые специалисты приходят отовсюду, но в большинстве своем сильные текстильные декораторы — это как правило обладатели либо художественного образования, либо театральные художники и модельеры-конструкторы.
Еще одна проблема заключается в том, что даже профессиональные выставки как-то несерьезно относятся к текстильным декораторам. Поэтому и продвижение в карьере непростое — профессия существует давным давно, но все еще находится на задворках.
Как вам кажется, может ли распространенное сейчас стремление к минимализму и лаконичной эстетике в интерьере в каком-то смысле «победить» красочное текстильное оформление? Или, наоборот, люди сейчас еще больше нуждаются в цвете и яркости?
Конечно, когда у нас была более насыщенная жизнь, наполненная позитивными моментами, путешествиями и классными проектами, вполне можно было существовать и в нейтральном интерьере. Но за последнее время фокус людей сильно сместился, появилось желание напитываться энергией и дома тоже.
Но, вообще, тот же популярный скандинавский интерьер у нас не до конца понят. Там как раз часто можно заметить бурные орнаменты и яркие цветовые сочетания. С помощью них дизайнеры компенсируют хандру за окном — я называю это витаминизацией интерьера, когда нужен впрыск каких-то полезных веществ в пространство. А вот минимализм у нас сейчас затрагивает количество и объем используемой ткани. Я за это давно борюсь — шторы созданы для того, чтобы закрывать окно, а не всю стену.
Ткань должна быть дорогая и хорошая, тогда нужный эффект уюта достигается за счет качества, а не количества.
Расскажите, как формируются тренды в текстильном оформлении пространств? Какие тенденции вы можете выделить сейчас?
Как и везде, тренды формирует само общество на глобальном уровне. Затем специалисты их замечают и используют в своих проектах. Самая заметная сейчас тенденция в России — это упрощение моделей штор, но при этом усложнение технологий пошива и стремление к интересным отделкам.
Вы не раз упоминали, что в нашей стране есть проблемы с текстильным оформлением интерьеров. Что именно, на ваш взгляд, архитекторы и дизайнеры интерьера делают не так?
У нас есть проблема общей культуры, но она возникла не из-за того, что мы плохие, а из-за новизны сферы. Наша история интерьеров полностью разрушилась в 17-18 годах прошлого века и пока не восстановилась. Сказывается и пробелы в дизайн-образовании — все это формирует отставание и какое-то неправильное понимание текстиля. Как будто бы мы все еще живем согласно постсоветским штампам, и от них никто не избавляется. Еще один важный момент касается того, что к текстилю относятся спустя рукава. Например, в музеях текстиль всегда выглядит хуже всего остального интерьера. Реконструкция мебели кажется куда более убедительной, чем реконструкция текстильного оформления.
С интерьерами ситуация обстоит иначе — есть ощущение, что они у нас очень выросли по качеству, но вот текстиль сильно запаздывает. Мне кажется, это происходит из-за большого количества страха и невежества.
Поделитесь, пожалуйста, ключевыми аспектами и приемами в работе с цветами и орнаментами. Чему вы сами уделяете особое внимание?
Важно понимать, что орнамент нам просто необходим даже с физиологической точки зрения, потому что он отвечает за ритмизацию пространства. Многие думают, что орнамент в интерьере нужен только для красоты и настроения, но это не так! Например, активное использование молдингов в современных интерьерах — это тоже про ритм. Но добиться хорошего ритмичного интерьера можно и с помощью орнаментов.
У нас часто нет понимания работы с цветом: все пытаются подобрать похожее к похожему, но на самом деле необычная игра появляется только на контрасте.
Еще одна частая ошибка — это сделать белую основу и добавить цветовые акценты. Нельзя создавать просто фоновое пространство с яркими акцентными точками, ведь тогда человек будет фиксировать свое внимание только на них, и в скором времени они начнут его раздражать. Не устану повторять, что именно фундаментальное образование напрямую влияет на качество проектов. Если уровень образования будет расти, то и специалисты начнут создавать пространства, в которых будет царить гармония. Я сама каждый день благодарю свое образование — когда есть сильная основа, очень легко дерзко и свободно творить.
Портрет Есении на обложке: Lena Story.
Все фото: Есения Семипядная.