Тибо Ван Ренне: «Я продаю не только ковры, но историю, эмоции»
В октябре 2017 года, на выставке iSaloni в «Крокус Экспо» состоялась презентация в России ковров ручной работы THIBAULT VAN RENNE. Их создатель – бельгийский дизайнер Тибо Ван Ренне рассказал Design Mate о себе, своей семье, дизайне и о том, как сочетать многовековые традиции ковроткачества с современным бизнесом.
Я родился в Генте. Мой отец по образованию – учитель в начальной школе. В молодости, в 1970-х, он отправился с друзьями автостопом в Китай. За 10 дней они проехали 10 тысяч километров. Оказавшись в Иране, он был очарован местными коврами и купил себе один.
В Генте он подрабатывал в магазине велосипедов. Владелец магазина влюбился в этот привезенный ковер и купил его. Он дал отцу деньги на следующее путешествие. Так и повелось. Пять дней в неделю отец работал учителем в школе, а по выходным торговал коврами. В результате его хобби превратилось в большой бизнес. В 1976-м отец основал компанию, и сегодня у нас есть магазин ковров в самом центре Гента.
Отец начал меня брать в путешествия на Восток для закупки, когда мне исполнилось 8 лет. В 16 лет я уже работал в магазине продавцом. В 19 – ездил в Пакистан один. В Европе менялось ощущение стиля, и надо было выбирать другие ковры. Я стал байером: то, что я привозил, хорошо продавалось. Наш бизнес рос. Я мог закупать ковры в любой стране на Востоке, и все равно не мог найти таких ковров, которые бы мне самому по-настоящему нравились. Все они были слишком яркие, слишком тяжелые по дизайну.
В 24 года я основал собственный бренд Thibault Van Renne. Орнаменты для ковров я разработал сам. Я не учился специально на дизайнера, хотя окончил художественную школу. И надо учесть, что умение рисовать, воспитание вкуса – одна из базовых вещей в системе среднего образования в Бельгии. Плюс – я все знаю о коврах.
Для своей первой коллекции я оттолкнулся от орнаментов персидских ковров, но переиначил их в современном ключе.
Затем я отправился в Индию, устроил тендер среди местных производителей, выбрал две компании, с которыми начал работать. Сегодня я сотрудничаю с одной из них. Мои партнеры – уважаемая семья, которая занимается производством ковров больше ста лет, в течение жизни пяти поколений. Они счастливы, что наконец-то пришел кто-то с собственными свежими идеями, им тоже интересно попробовать новое.
Сейчас ситуация с коврами сильно изменилась по сравнению с временами молодости моего отца. Мы сохраняем дух и качество древних восточных ковров и одновременно внедряем современный дизайн. Мы выдерживаем технологию производства: контролируем весь процесс, от стрижки овец (если речь о шерсти) и плетения нитей, до сушки, покраски - и далее все этапы производства. Компания THIBAULT VAN RENNE знаменита тем, что по-английски называется «customization» – сфокусированная на подходе к клиентам. Если заказчику нужен ковер чуть большего или меньшего размера или нужен особенный цвет, масштаб рисунка, – мы всегда идем навстречу. Это довольно уникальный сервис, он сложен в исполнении, но в результате заказчик получает уникальное произведение искусства.
Мы сочетаем классический способ производства с современным способом ведения бизнеса.
Когда вы становитесь нашим клиентом, мы открываем на своем сайте ваш личный кабинет. В режиме реального времени можно наблюдать, как ткут ваш ковер. В Индии у меня есть фотограф, который ежедневно объезжает мастерские, где ковры создаются, делает фотографии и загружает их в Интернет. За процессом следим и я, и мои заказчики. Тем самым я поддерживаю исключительные стандарты работы: я продаю не только ковры, но историю, эмоции.
Борьба за качество начинается с выбора овец для стрижки и контроля шелковичных коконов. Мы отбираем лучшее, самое дорогое сырье, используем дорогие хлопковые нити для основы. Даже мои индийские коллеги призывают меня экономить, ведь нити основы точно никто рассматривать не будет. Но тогда ковры не получатся такими мягкими, гнущимися, какие они есть сейчас. «Ковер все равно лежит неподвижно по полу, так ли важна мягкость?!» – возражают мне партнеры.
Я считаю, что важен любой нюанс. Мы, например, вручную красим и сушим нити, кое-где они прокрашиваются сильнее, в других местах мягче, и это дает эффект ковра вне времени, с богатой игрой цветов и оттенков. Еще мы деликатно вплетаем в ковер золотые нити: их мерцание дает особенный эффект.
Мне нравится сравнивать создание ковра с работой шеф-повара. Если он использует дешевые продукты, то не создаст кулинарный шедевр.
В дизайне ковров я отталкиваюсь от образов природы – облаков, воды, поверхности камней, опавших листьев. Природа – большой вдохновитель. Все составляющие наших ковров – натуральные продукты: шелк, шерсть, хлопок, краски, даже деревянные ткацкие станки. Такой тотальный экологический подход. Второй источник вдохновения – современное искусство. Каждый год мы делаем что-то особенно, что до нас никто не делал. Мы впервые сплели ковер в реалистической манере, как фотографию. Мы первыми передали в ковре голографический эффект, когда, в зависимости от угла зрения, поверхность приобретает глубину и ты видишь совсем иной рисунок.
Мы экспериментируем с технологиями – обрабатываем поверхность уже готовых ковров пескоструем, примерно так, как чистят каменные фасады зданий. Это сложная операция, ее мало кто делает, так как высок процент брака. Мы ее используем для создания эффекта старения, если заказчик не хочет иметь абсолютно новый на вид ковер, а хочет слегка состаренный, с историей.
Наша цель – не производить больше, но делать самые лучшие ковры. Я знаю, это клише, так говорят многие. Но каждым нюансом нашей работы я пытаюсь соответствовать самым высоким ожиданиям.
Девиз Тибо Ван Ренна: Aiming for legendary («Чтобы стать легендой»)
www.thibaultvanrenne.comПредставитель в России:
Томас Текориус / Tomas Tekorius
moscow@thibaultvanrenne.com
+7 903 960 3856