Поэзия пустоты Широ Кураматы
Основанный на традиционной японской эстетике, но открытый новым материалам и технологиям, дизайн Широ Кураматы эфемерный и прозрачный, «вибрирующий», выражаясь языком Этторе Соттсасса. Рассказываем о творческом пути дизайнера и его экспериментах.
Широ Курамата родился в 1934 году в Токио. Будущий основоположник японского послевоенного дизайна, он рос в годы Второй мировой войны, пережил годы американской оккупации. В 1953 году Курамата поступил в токийский Политехнический институт на отделение деревообработки, но не окончил его — зато работать в японской компании по производству мебели Teikokukizai. Позже Курамата окончил Школу дизайна Кувасавы по специальности дизайн интерьера, а первый опыт работы в сфере дизайна получил, оформляя витрины токийских универмагов.
В 1965 году он открыл собственное дизайн-бюро и вплоть до 1991 года сочинял невероятно прогрессивные предметы мебели, в том числе, для Vitra, Cappellini и, разумеется, многих японских брендов. Кроме того, с конца 1970-х по 1990-е он проектировал интерьеры почти всех бутиков Issey Miyake — c легендарным дизайнером Иссэй Миякэ Курамату связывала давняя дружба.
Интерьер бутика Issey Miyake в Нью-Йорке, 1984
В мире о Курамате узнали в 1970-х, во многом благодаря изогнутым комодам Drawers in a Irregular Form. Чрезвычайно сложная конструкция комода стала первой попыткой дизайнера отойти от привычных форм.
«Функция дизайна не ограничивается тем, практично это или нет. Очарование тоже нужно рассматривать как функцию» — Широ Курамата.
Drawers in a Irregular Form, 1970
Все искусства в понимании японского человека — это части одного целого, и поэтому «искусство» неотделимо от «ремесла». Так и в предметах Кураматы — будь то стеклянная мебель или волнообразный комод — не существует разделения между формой и функцией, конструкцией и материалом, даже между пространством и помещенным в него предметом. В своей статье «Вибрации в воздухе» (1991) Этторе Соттсасс писал о Курамате так: «Предмет мебели для него никогда не заканчивался границами собственной физичности. Его объекты никогда не существовали в тишине, в абстрактной пыли; воздух вокруг них все время вибрирует, сотрясаемый брошенным вызовом. Широ создавал не просто объект мебели или инсталляцию, но и множество таинственных вибраций вокруг них».
Очарованный новыми технологиями и материалами, в 1970-80-х годах Курамата обратился к стальной сетке, стеклу и акрилу. Материалы вообще были центральным элементом творчества дизайнера, голосом, смысловым содержанием его мебели. Его предметы кажутся неподвластными законам гравитации, воздушными и невесомыми. Настоящая поэзия пустоты, столь важная для японского мироощущения: сложно представить другую, помимо японской, культуру, в которой пустоте бы отводили такую значимую роль. Один из главных предметов того времени — сконструированный из чистого стекла Glass Chair (1976). «Нематериальность» и строгая геометрия стеклянного стула отсылают к творчеству Пита Мондриана и группы модернистов «Де стиль».
Glass Chair вполне функционален, но кажется слишком сверхъестественным, будто существует за пределами видимого мира.
Miss Blanche, (1988)
Украшенное красными розами кресло Miss Blanche — результат исследования Кураматой эстетических возможностей акрила и его сочетания с другими материалами. Название кресла — посвящение Бланш Дюбуа, героине пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай “Желание”», а точнее — ее экранной версии, сыгранной неотразимой Вивьен Ли. Miss Blanche олицетворяет поэтическую природу творчества Кураматы. Утопленные в акриле красные пластиковые розы — красивый образ, напоминающий о временности и постоянстве времени. Чудо и парадокс жизни.
В 2015 году Miss Blanche было продано на аукционе Sotheby´s за £269 тыс. (примерно 22 млн руб.). Это был абсолютный рекорд.
How High The Moon, 1986
Как и Miss Blanche, кресло из стальной сетки с поэтическим названием How High The Moon — это воплощение тех самых «таинственных вибраций», о которых писал Соттсасс. Сконструированное из листов стальной сетки оно действительно кажется «гудящим», вибрирующим в воздухе. Здесь буквально «материал становится светом, а вес становится воздухом».
В 1990 году, будто предвидя смерть дизайнера (Курамата умер в феврале 1991 года), правительство Франции наградило Широ Курамату Орденом искусств и изящной словесности, подчеркнув его огромный вклад в становление и развитие современного дизайна. Сегодня работы Кураматы можно увидеть в постоянных коллекциях Центра Помпиду в Париже, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея дизайна Vitra в Базеле, Музея Виктории и Альберта в Лондон, Национальном музее современного искусства в Киото, а также в Москве — в галерее «Палисандр».