Q&A: Полина Полнимер
До 11 августа в Московском музее современного искусства открыта выставка Полины Полнимер «Таинство иных», для которой она объединилась с микробиологами. В рамках проекта художница из Набережных Челнов исследует среду обитания разных форм жизни, которые невозможно различить невооруженным глазом. Полина Полнимер работает преимущественно с керамикой, создавая примитивные и лаконичные объекты.
Расскажи, чем ты занимаешься, в какой технике работаешь?
Я художник-керамист, в своем творчестве вдохновляюсь животными и Древним миром. Последние пару лет работаю преимущественно с глиной, однако в будущем планирую создать серию салонных портретов. В данный момент готовлюсь к открытию своей первой персональной выставки, ставшей логичным завершением серии, работу над которой я веду с 2022 года.
Когда ты решила, что будешь заниматься искусством?
Четыре года назад я сильно увлеклась лепкой. Начинала с полимерной глины, отсюда впоследствии и произошел созвучный псевдоним. Вышло что-то вроде игры слов: «полной меры полимеры». Потом решила принять участие в маркете WIN-WIN. Подала заявку, и меня (неожиданно) взяли. Там я познакомилась с другими людьми из сферы искусства и решила продолжать развиваться в этом направлении.
На кого ты училась, и как это отразилось на твоем творчестве?
У меня два образования: художник-аниматор и дизайнер. Благодаря последнему я открыла для себя мир современного искусства и получила шанс выставить свои работы в галерее. Это случилось благодаря Саше Кузнецовой — на тот момент куратору HSE ART GALLERY, за что я ей невероятно благодарна до сих пор. В целом, я считаю свое образование совершенно чудесным соединением «разношерстных» навыков, каждый из которых мне пригодился впоследствии. Жаль, последнее время классическим образованием сильно пренебрегают.
Где ты работаешь над своими проектами?
Леплю у себя дома. Держать печь в квартире, на мой взгляд, все же не слишком резонно, поэтому обжигаю свои скульптуры в мастерской «ЗОЛА». Это проект, созданный благодаря Жене, основательнице MaxArt Foundation. Мастерская находится в центре «Белый квадрат», который так же объединяет в себе мастерскую шелкографии, 2D/3D-графики и 3D-печати. Там весьма дружелюбная творческая атмосфера, большие пространства.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Боюсь, здесь я пока не могу похвастаться разнообразием. Тем не менее искренне считаю, что наш совместный проект с микроорганизмами действительно заслуживает внимания. Я нахожу особенно ценным показать работы Анны Останиной и Дмитрия Самофалова, которые предоставили для выставки видео микроорганизмов, снятых на микроскоп, как полноценные экспонаты. Они такие же художники, как и мы, однако работают через несколько иные виды инструментов: освещение, оптику, материал сбора. У каждого из них свой особенный почерк, своя подача: на выставке это сразу бросается в глаза. Если Анна представляет микромир в ярких, насыщенных цветах, Дмитрий работает с оптикой более сдержанно, но не менее интересно. В сущности, это весьма сложные по структуре живые микрокартины. Искусство работы с микромиром — это такое же искусство, как искусство фотографии, просто очень новое. И работают с ним единицы. Искренне надеюсь, что в будущем оно станет более распространенным.
Какая у тебя цель в творчестве?
Мне нравится, что здесь порой сталкиваются люди из совершенно разных миров, разных профессий. Например, для текущей выставки мы объединились с микробиологами. Совершенно очаровательный опыт. Приятные, бесхитростные в общении люди. Я рада, что их невидимый труд был показан широкой публике. Надеюсь, в будущем мне доведется поработать с другими учеными — экологами, археологами. Все это очень и очень интересно. Впрочем, начать зарабатывать на своем искусстве тоже было бы неплохо.
Какие у тебя хобби, и как это влияет на твою творческую практику?
Помимо творческих проектов, я веду небольшой YouTube-канал «Городской Шакал». Там я публикую довольно своеобразный контент со специфическим юмором и сомнительной социальной направленностью: высказываю свое никому не нужное мнение, критикую YouTube-деятелей и валяю дурака. В общем, полный сюр и сплошной социальный эксперимент. Тем не менее у меня там довольно теплое комьюнити. Я лелею надежду о том, чтобы объединить два этих жизненных направления воедино и посмотреть, во что это может вылиться в будущем.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
«Охотники за микробами» — давно ее откладывала. Совершенно замечательная книга о первых микробиологах-энтузиастах и о том, как легко было помереть от всякой чумы в ту эпоху. Следующей думаю прочесть книгу про пиратов Чарльза Элмса.
Расскажи про фильм, который ты посмотрела недавно и рекомендуешь?
Я люблю фильмы, где чудесное представляется как нечто само собой разумеющееся. «Орландо», например. Стоит заметить, героиня в этом фильме сама чем-то похожа на микроорганизм: может сменить пол, жить столетиями, не стареет душой и телом — в микромире все это совершенно естественно.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
В основном из документальных фильмов. Надо сказать, в сети сейчас огромное множество отлично снятой документалистики. О проблемах потребления, детском фабричном труде, работорговле. А из того, что происходит в микромире, могу порекомендовать YouTube-проект Journey to Microcosmos. Качество съемок потрясает, а еще там отличные русские субтитры.
Расскажи что-нибудь, что ты узнала недавно и что тебя поразило.
Недавно попала на весьма занимательную статью о том, что в мире существует конкурс по выманиванию червей из-под земли. Как оказалось, черви, несмотря на абсурдность, успешно выманиваются с помощью дудки, хороводов и притоптываний. Конкурс происходит ежегодно в Англии, если кому-то интересно.
Фотографии предоставлены художницей.