Поэзия света Майкла Анастасиадеса
Парижская MAISON & OBJET была первой выставкой, на которую он отправился в 2007 после открытия собственного бренда. Спустя 13 лет, он снова едет в Париж, но уже за почетным и долгожданным трофеем – организаторы французской биеннале объявили Майкла Анастасиадеса Дизайнером года 2020. Сегодня это один из самых поэтичных и плодовитых дизайнеров мира, создающий приборы освещения на грани высокого искусства и интеллектуальных технологий.
Результаты своего 12-летнего творчества Майкл Анастасиадес собрал в одну большую экспозицию, и в марте этого года в Никосии организовал ретроспективную выставку «Вещи, которые сочетаются». Помимо многочисленных светильников и люстр посетители могли познакомиться с капсульными коллекциями ювелирных изделий, мебели и настольных предметов, спроектированных Майклом. После выставки он издал одноименную книгу «Things To Go Together», где подробно рассказал о своих работах (включая самые ранние), поразмышлял о современном дизайне и психологической связи между людьми и окружающими их объектами. Презентация издания состоялась 30 сентября в лондонской студии Анастасиадеса.
Для меня важно всегда показывать что-то новое, быть уверенным в том, что я создаю и исследую новую идею, поэтически используя новые технологии.
Рожденный в 1967 году на Кипре Майкл большую часть времени проводит на его второй родине – в английской столице, куда уехал в 1988 году и живет в настоящее время. Именно там прошли его студенческие годы в Имперском колледже технологий и медицины, а затем в Королевском колледже искусств. Получив диплом инженера-строителя и степень магистра промышленного дизайна, в 1994-м он открывает собственную студию. Там он начал проектировать коллекции светильников и предметов мебели совместно с местными семейными мастерскими. Его первая работа – деревянная емкость-микрофон Message Cup (Чаша для сообщений). Произнесенные в нее слова сохранялись в электронном виде и воспроизводились снова, если чашу ставили верх дном. Сейчас эта чаша – экспонат Музея Виктории и Альберта.
Майл избирателен в коллаборациях и предпочитает работать только с большими профи: с Джоном Поусоном, Дэвидом Чипперфильдом, Studio Isle, Хусейном Чалаяном, Colette. В 2007-м он начинает выпускать свои изделия под собственным официальным брендом и организует студию в своем частном доме в лондонском районе Ватерлоо. Среди его заказчиков появляются бренды с мировым именем: Flos, Cassina, B & B Italia, Swarovski, Salvatori, Herman Miller, Bang & Olufsen и др.
В 2013-м во время Salone del Mobile он удивил публику ювелирной обработкой мрамора в проекте Miracle Chips (Чудесные чипсы): мраморные диски разной величины изгибались подобно настоящим картофельным чипсам. А в 2015-м предложил проращивать рассады в стильных минималистских емкостях Floating forest (Плавающий лес), состоящих из стакана и латунных конусов. Знаковые работы дизайнера можно увидеть в Лондонском Музее Виктории и Альберта, Чикагском художественном институте, в Нью-йоркском музее современного искусства, в центре FRAC в Орлеане и др. Майкл занимает пост Королевского дизайнера промышленности (RDI) в британском Королевском обществе искусств (RSA), и его часто приглашают с лекциями и мастер-классами в престижные вузы мира (Central Saint Martins, Университет искусств в Лондоне, ECAL в Лозанне).
Меня беспокоит то, как тонкая природа чего-то маленького может быть переведена пространственно, и все же ему удается сохранить свою ценность в способе представления материалов.
Главная страсть Майкла – приборы освещения Он умело сочетает простые геометрические формы, элегантный, лаконичный дизайн с последними достижениями техники. Взять, например, Tip of the tongue: небольшой настольный светильник, состоящий из сферы и цилиндра, - гениален в своей простоте и практичности. Его система потолочных ламп String Lights для Flos отличается четкими прямыми линиями без лишних деталей, а Mobile Chandelie, ставшая королевой «мобильных» светильников, основана на дугообразных осях и сферах. Простота и лаконизм дизайна Майкла компенсируется высококачественными материалами, включая опал, выдувное стекло, медь, латунь, оникс, хрусталь, бронза и мрамор. Синтез формы и материала создает идеальный баланс, передающий зрителю чувство максимальной гармонии.
Освещение - это моя страсть, но я не чувствую себя ограниченным в том, что я делаю как дизайнер, поэтому я счастлив удивляться и иметь возможность создавать разные вещи.
Эксперименты с базовыми геометрическими формами, перфекционизм и увлечение качественными материалами – константы в творчестве Майкла. Даже привычные в обиходе вещи дизайнер умеет максимально приблизить к высокому искусству. В декабре 2018-го, по заказу Bang&Olufsen, он создал беспроводной громкоговоритель Beosound Edge, поражающий своей формой и технологией. Внешне объект напоминает вертикальный барабан из полированного алюминия и черного текстиля. Встроенные датчики движения быстро реагируют на приближающегося к ним человека, и загорается сенсорный интерфейс. Громкость меняется при вращении барабана вперед-назад.
Дизайнеры призваны создавать отношения и взаимодействия между людьми и объектами.
Когда вдруг обычные электрические лампочки отошли на вторые роли, Майкл открыл для себя удивительные возможности светодиодов. Сегодня он активно с ними работает, пробуя сложные интеллектуальные технологии, контролируя температуру света. Однако сам он признается, что не хочет быть «жертвой прогресса» и любит управлять светом по старинке – прикасаясь к выключателю. Известный производитель осветительных приборов Flos любит сотрудничать с Майклом. Благодаря дизайнеру коллекция бренда пополнилась ни одним десятком культовых светильников, имеющих большой успех у покупателей. Одна из знаковых работ дизайнера для Flos – серия String Light (2014).
В январе наступающего года Анастасиадис отправиться на MAISON & OBJET не только в качестве обладателя главной номинации, но и как постоянный участник выставки. Впервые все 16 его мобильных люстр будут задействованы в одной инсталляции. Публику ожидает завораживающий перфоманс со светильниками, которые приводятся в движение специальной электроникой: в темном пространстве лампы двигаются подобно планетам и звездам в космосе.
Я верю в качество материалов и работы, благодаря которой создаются эти продукты. Я также верю в простоту и вневременность.
Проекты дизайнера ценятся за их поэтичные формы, прозрачность в использовании материалов и понятные функции. Они четко организованы, но одновременно игривы и загадочны, что вдохновляет и интригует, побуждая знакомиться с ними снова и снова. Творения Майкла можно обнаружить в крупнейших дизайнерских универмагах мира, флагманский магазин Анастасиадиса не так давно открылся в здании его собственного офиса и дома в Лондоне.