Plantea Estudio: «Честность в архитектуре — значит не пытаться скрыть или изобразить то, чего на самом деле нет»
Интерьеры мадридской Plantea Estudio легко узнать из множества других городских пространств. Хотя в своих проектах команда не фокусируется на определенном стиле, быстротечных тенденциях и собственных эстетических предпочтениях, их все объединяют общие черты: честность в отношении материалов и индивидуального характера помещения, уважение к его прошлому и бережная работа с настоящим. Мы встретились с основателями студии, братьями Луисом и Лоренсо Хиль Гинея, в их офисе в центре Мадрида и поговорили о подходе Plantea Estudio к архитектуре, особенностях работы с различными масштабами и существующим контекстом.
Луис, Лоренсо, спасибо за приглашение в вашу студию. Поделитесь историей этого пространства?
Луис: Мы стремимся сделать архитектуру более прозрачной и доступной для наших клиентов и общества в целом, поэтому нам понравилась идея быть на виду, чтобы люди видели, как мы работаем. Особенно ночью, когда внутри и снаружи мало света. Для нас важно, чтобы наша работа была открытой по отношению к улице. Мы не скрываемся, как художники в своей мастерской: к примеру, если кто-то остановится у окна, он сможет увидеть, что я делаю за компьютером. Наша работа — это не волшебство, а, скорее, командные усилия, понятные и доступные публике. Вот почему мы выбрали это место — бывшую мастерскую, которая пустовала много лет и была в плохом состоянии. Мы увидели возможность превратить это пространство в нечто большее, чем просто студию дизайна.
Офис Plantea Estudio, мультидисциплинарное пространство PAVILION. Фото: Plantea Estudio
Луис: Здесь есть место для проведения мероприятий, причем не только архитектурной направленности. Мы проводим здесь художественные выставки, а иногда сдаем помещение в аренду для различных событий брендов: они привлекают людей, которые иначе никогда бы не пришли в студию. Это вызывает интерес и вопросы о владельце места и его первоначальной функции. Мы работаем прямо напротив, все вместе за одним большим столом. Часто демонстрируем макеты, небольшие модели из наших проектов и мебель, которую создаем.
Кто, помимо вас, формирует команду Plantea Estudio? Как распределяются роли в коллективе?
Луис: Мы с Лоренсо основали студию 12 лет назад. Первые несколько лет мы работали одни, а в 2016 году к нам присоединилась Карла Моран. Она сыграла решающую роль в развитии проекта и сегодня является неотъемлемой частью руководящего состава Plantea.
Карла Моран, Луис и Лоренсо Хиль Гинея на фоне своего проекта кофейни ACID Shop в Мадриде. Фото: Salva López
Луис: Обычно кто-то из нас (я или Лоренсо) берет на себя ответственность за проект, а затем привлекает к работе еще одного-двух человек из коллектива. Для нас одинаково важен каждый проект, поэтому мы не устанавливаем иерархии между командой А и командой Б. Каждый из нас выполняет одинаковые задачи и придерживается похожего подхода, чтобы клиенты всегда получали равноценное отношение. При этом я могу взглянуть на проекты, которыми руководит Лоренсо, со стороны, и наоборот: это помогает эффективнее решать сложности и лучше оценивать собственные действия.
Есть ли у вас определенные принципы, которых вы придерживаетесь из проекта в проект?
Луис: Недавно мы попытались в двух словах объяснить основные элементы того, что мы делаем. В результате получилось пять принципов, но это не жесткие концепции: мы не всегда идем по одному и тому же пути и не устанавливаем неизменный протокол в каждом проекте.Мы избегаем, насколько это возможно, риска впасть в условности, которые привели бы нас к предпринимательской деятельности. Компании обычно ставят во главу угла эффективность, время и деньги и организуют свою работу в четко установленном порядке.
Мы же считаем себя скорее архитектурной фирмой с художественным подходом, а не бизнесом в его традиционном понимании.
Луис: Безусловно, общий процесс так или иначе остается одним и тем же. Все начинается с поиска и исследования референсов, идей и ситуаций, а также материалов, которые можно использовать в пространстве. Следом идет решающий этап — нахождение порядка помещения, что подразумевает уделение приоритетного внимания общему, а не частному. Ведь то, как устроено пространство, – например, цветочный магазин – в долгосрочной перспективе более важно, чем точное функционирование этого конкретного бизнеса. Именно так мы подходим к дизайну — тщательно отбирая элементы, которые, хотя и не очевидны на первый взгляд, обогащают общую концепцию.
Лоренсо: Мы стремимся к тому, чтобы выбор предметов не был случайным и не был связан исключительно с личным вкусом, модой или преходящими тенденциями, а был основан на чем-то, выходящем за рамки наших индивидуальных предпочтений.
Gota. Фото: Salva López
Лоренсо: Например, мы рассматриваем цвет фасада здания, которое находится перед нами или которое является частью самого помещения, с учетом окружающего контекста. Мы ищем связи с конструктивными традициями этого места и элементами, которые выходят за рамки наших сиюминутных желаний, чтобы добиться вневременного эффекта.
Проекты, которые в конечном итоге работают лучше всего, связаны с постоянными аспектами окружающей среды.
В этом подходе четко виден ваш архитектурный бэкграунд.
Луис: Хотя нас считают более ориентированными на дизайн интерьеров, наше архитектурное образование позволяет не выделять значительной разницы между работой в маленьком и большом масштабе. Мы одинаково подходим к решению проблем вне зависимости от размера и типа проекта. До основания собственной студии мы работали с крупными городскими проектами – например, над концепцией Кампуса правосудия в Мадриде, – участвовали в строительстве жилых комплексов и спортивных залов, и наши взгляды и подход оставались последовательными.
Кинотеатр Sala Equis. Фото: Alicia Macías
Ваш подход часто описывают как честный и прямолинейный. Что это значит для вас?
Луис: Мы никогда не пытаемся сделать вещи похожими на то, чем они не являются. Мы избегаем использования материалов, конструктивных систем или покрытий, которые скрывают истинную структуру здания или пытаются имитировать другие материалы. Например, керамогранит, имитирующий цемент или мрамор, — это точно не то, что мы выберем. В наших проектах могут появляться отдельные предметы, такие как стулья или лампы, которые стоят дороже, но, глядя на работу в целом, становится понятно, что она была выполнена с использованием ограниченных ресурсов.
Лоренсо: Что касается честности в строительстве, нам нравится показывать, как именно сделано то или иное решение, но мы также признаем, что иногда необходимо скрывать определенные детали. Мы не придерживаемся концепции бруталистской честности, когда все отображается без фильтров.
Мы верим в честность, которая стремится создать приятную атмосферу, в которой важна конструктивная правда, но также допускается определенная игра и волшебство для достижения эстетического и эмоционального эффекта.
Кафе в Фонде Хуана Марча. Фото: Salva López
Многие из ваших проектов, такие как кинотеатр Sala Equis или магазин Veja, предполагают реконструкцию старых помещений. Что для вас выходит на первый план в этом случае?
Лоренсо: Фундаментальный принцип, который мы применяем, — никогда не использовать материалы более низкого качества, чем те, которые уже есть. Например, в проектах реконструкции, если изначально планировался дизайн с определенным напольным покрытием, а при удалении существующего мы находим старый мрамор или плитку, мы предпочитаем сохранить эти материалы, а не заменять их альтернативами более низкого качества. Мы рассматриваем каждое здание или пространство как продолжение его окружения, будь то другие близлежащие строения, атмосфера этого места или природная среда.Конкретным примером является наша работа над кафе в Фонде Хуана Марча, где вместо того чтобы бороться с подземным расположением пространства, мы решили подчеркнуть и усилить его первоначальные характеристики. Мы сохранили сущность подвала, добавив много света сверху, чтобы сохранить его подлинность, а не пытаться превратить во что-то, чем он не был. Этот подход демонстрирует честное и уважительное отношение к существующей среде.
Магазин Veja в Мадриде. Фото: Salva López
В вашем портфолио уже есть жилые проекты, общественные и коммерческие пространства, рестораны и кафе. Есть ли какие-либо другие типы пространств, над которыми вы хотели бы работать в будущем?
Луис: Мы хотели бы построить отель. Для нас это захватывающий опыт, потому что он сочетает в себе все аспекты, которые нам нравятся. В отеле мы объединяем принципы создания домов и ресторанов, проектируя общее пространство, которое выходит за рамки простого проживания. Отель похож на дом, но с более отпускной атмосферой, где у каждого гостя есть свое собственное пространство, но отношения с другими имеют решающее значение. Здесь можно позволить себе быть более экспериментальным, так как речь идет о временном пребывании.
Лоренсо: В отеле гости соглашаются на определенный отказ от повседневных удобств в обмен на более аутентичный опыт, своего рода примитивный контакт с природой. Это место, где можно насладиться разнообразием и новизной, что обычно недоступно в привычной домашней обстановке.
А над какими проектами вам нравится работать больше всего прямо сейчас?
Луис: Нам также нравится работать над жилыми пространствами. Мы очень хорошо понимаем индивидуальность здания и рады работать в рамках уже существующих конструкций, к тому же это упрощает многие аспекты процесса. Мы искренне верим, что большинство людей, которые выбирают стать архитекторами, делают это с иллюзией проектирования домов. Дети понимают, что, грубо говоря, архитектор строит дома.
CASA DH, проект Plantea Estudio. Фото: Salva López
Луис: Мы делаем все возможное, чтобы ни одно из наших решений не казалось капризным. Мы хотим изменить представление об архитекторах как о людях, которые навязывают свои желания и вкусы без учета осуществимости проекта. Вместо этого мы стремимся представить себя профессионалами в сфере услуг, похожими на врачей или консультантов и такими же полезными, как они.
CASA GUZMÁN, проект Plantea Estudio. Фото: Salva López
Луис: Мы сталкиваемся с различными проектами, некоторые из которых можно считать шедеврами, а другие более скромными, но во все мы вкладываемся с одинаковой отдачей. Примечательно, что мы не следуем строгому процессу отбора клиентов. Мы стараемся рассматривать все предложения и запросы, и очень редко прямо отказываемся от них. Не столько наше решение отклонить проект, сколько динамика между вовлеченными людьми и конкретными обстоятельствами определяет, продолжим ли мы работу над ним.
На обложке: Лоренсо и Луис Хиль Гинея. Фото: Architectural Digest Spain.