Пьер Полен. Дизайн, который стал искусством
Французский дизайнер Пьер Полен прославился на весь мир благодаря необычному взгляду на привычные вещи. Увидеть в стуле форму для реализации художественных замыслов, придумать интерьерный дизайн для апартаментов глав государства и принять участие в изменении облика Парижского Лувра — сегодня декорация пространства немыслима без модернистских идей Пьера Полена, а его имя известно далеко за пределами Франции.
Родной дядя Пьера, Жорж Полен, был автомобильным дизайнером: его авторству принадлежат наиболее интересные модели Peugeot, Rolls Royce Bentley и Panhard 1930-х годов. Поле старший также известен благодаря изобретению жесткой складной крыши для авто и активному участию в французском движении Сопротивления. Впрочем, пример дяди не подавил творческую активность молодого Пьера, а лишь вдохновил его на создание большего.
Я всегда видел место дизайна на стыке промышленной инновации и изобретения.
В юности Полен обучился основам керамики и резьбе по дереву, чтобы заниматься скульптурой, но этому помешал случай: однажды в драке молодой человек повредил правую руку. Неприятный эпизод в некотором смысле стал судьбоносным для будущего дизайнера: он принимает решение поступать в Ecole Camondo — престижную школу дизайна объектов интерьера в Париже. Но видение скульптора сохранилось у Пьера Полена на всю жизнь, делая его творчество незабываемым.
У меня есть необычная способность видеть вещи в тройной перспективе. Я могу придумать форму и мысленно представить ее вращение — как скульптор или архитектор. Я извлекаю максимум пользы из этого дара.
Опыт, полученный в компании Марселя Гаскойна в Гавре, стал основополагающим для Полена: здесь он вдохновился работой с японскими и скандинавскими мотивами, впитал в себя эстетику минимализма, которая определила развитие прикладного искусства в 50—60-е годы. Затем дизайнер перешёл в компанию Thoret в 1954, где открыл для себя квинтэссенцию будущих проектов — ткань для купальных костюмов, натянутую на предметы мебели. По признанию Полена, он вдохновлялся тем, как сидит купальник на женской фигуре, обтягивая ее изгибы, и создал нечто похожее, поместив внутрь эластичной ткани — кресло.
Стул должен быть не только удобным, но также дружелюбным, веселым и ярким.
Так родилась легендарная серия скульптурных кресел говорящей формы, среди которых — «Гриб» (Mushroom, 1960), «Долька апельсина» (Orange Slice, 1960), «Лента» (Ribbon, 1967), «Устрица» (Oyster, 1959). Произошло это уже на новом месте работы — в голландской компании Artifort, сотрудничеству с которой Полен посвятил полстолетия. В качестве материи для «купальников» дизайнер использовал ткань-стрейч, а сидения изготавливал из полиуретановой пены. Интересная история вышла с моделью кресла «Язык» (Tongue, 1967) — показав эскиз новшества главе компании Artifort Гарри Вагемансу, Полен столкнулся с недоумением: чем привлекут подобные кресла покупателя, заинтересованного, в первую очередь, в функциональном предмете интерьера? В ответ дизайнер не растерялся и реализовал серию, которую оценил сын Вагеманса, обставив необычной мебелью квартиру во время вечеринки с друзьями. Гарри Вагеманс был убеждён. «Я ориентировался на вкус и стиль жизни молодых людей, которые предпочитают жить легко» — объяснил впоследствии свою позицию Полен.
Модель в кресле Mushroom (1960). Фотография Artifort
В 1971 году Пьера Полена пригласили стать автором проекта личных апартаментов Жоржа Помпиду в Елисейском дворце, а в 1984 — работать над мебелью в кабинете Франсуа Миттерана. В 1975 году вместе с женой Майей Водзиславской Полен основал креативное агентство дизайна ADSA, до конца жизни оказывая частные услуги клиентам. Николя Саркози назвал Полена «человеком, который превратил дизайн в искусство», что произошло буквально: в 1965 году Музей Современного Искусства в Нью-Йорке (МоМА) впервые приобрёл работу дизайнера для коллекции. В то же время Пьер Полен отзывался о собственных достижениях довольно скромно: «Самое интересное в дизайне произойдет в будущем. Возможно, это сделаю я, а, может быть, — следующее поколение».
Кресла Пьера Полена в Центре имени Жоржа Помпиду. Фото Центра Помпиду
Благодаря умению видеть суть предмета вне конвенциональной основы, сочетать новаторское чутьё с качественным сенсорным восприятием, идти в ногу со временем и оставаться верным себе, имя Полена стало ключевым для эволюции дизайна интерьеров. Пьер Полен никогда не считал результаты своего творчества произведениями искусства, оставляя эту привилегию художникам. «Опасно придавать слишком много значения функциональным объектам и их авторам, ведь те просто делают свою работу. Создавать что-то на радость большому количеству людей уже ценно, это лучше славы» — говорил великий дизайнер.
Кресла, созданные Поленом за период работы с Artifort. Фото Artifort
Пьер Полен умер 15 июня 2009 года. Сегодня его работы сегодня можно найти в коллекциях музеев по всему миру, включая Музей Современного Искусства в Нью-Йорке, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже, а также в частных галереях.