Mameluca Studio: «Эмоции — это основная функция в наших проектах»
Основатели Mameluca Studio Алессандра Кларк и Нуно Франко де Соуза создают объекты функционального искусства, которые побуждают зрителей к исследованию, вызывают эмоции и неподдельное любопытство. В своих проектах дуэт делает ставку не столько на выразительный эстетический язык, сколько на определенное повествование и новые чувственные впечатления. Хотя студия существует уже больше десяти лет, сегодня практика Алессандры и Нуно Франко переживает новый этап: недавно они переехали из Бразилии в Португалию и теперь осваивают местный рынок. Мы узнали у дизайнеров, что сподвигло их пересечь Атлантику несколько лет назад, на чем основан их творческий процесс и как их объекты обогащают человеческий опыт.
У вас обоих довольно обширный бэкграунд в самых разных сферах, от маркетинга до биологии. В какой момент вы решили связать свою жизнь с миром искусства и дизайна?
Алессандра Кларк: Наши семьи тесно связаны с искусством. К примеру, моя бабушка — известная бразильская художница и скульптор Лигия Кларк, а дедушка Нуно, Жозе Бильо, и его отец Жозе Мигель Франко де Соуза тоже были художниками. Во время получения образования в области индустриального дизайна и маркетинга я долгие годы работала в пластмассовой промышленности и сотрудничала с художественным фондом моей бабушки. В детстве Нуно занимался созданием скульптур вместе с отцом, а затем изучал фотографию, биологию и инженерию. В момент нашей встречи мы оба находились на этапе переосмысления себя и того, чем нам нравится заниматься. Так возникла наша страсть к дизайну, которая привела к реализации первого совместного проекта в 2011 году — это была мебель, созданная методом апсайклинга.
Вы определяете свой подход к дизайну как эмоциональный и поэтичный. В чем это выражается?
Нам нравится сравнивать себя с рассказчиками. Все наши проекты начинаются с поиска «механизмов» для передачи определенных моментов и историй. Мы исследуем новые способы мотивации людей, формируя связи с окружающими их вещами, и верим, что эти взаимоотношения можно установить, используя все пять чувств. Именно поэтому мы стремимся переосмыслить объекты в контексте эмоций. Например, в нашу коллекцию Libido 2018 года вошли предметы, с которыми можно было экспериментировать через обоняние, слух, осязание, зрение и вкус. В том же году мы создали птичьи гнезда, задуманные как «живые» инсталляции и задействующие различные звуки, запахи и текстуры.
Предметы из коллекции Libido, 2018. Фото: Mameluca Studio
Основная причина, по которой вы решили приехать в Европу после 10 лет художественной практики в Бразилии, заключается в исследовании «старого мира». Куда привело вас это исследование?
Алессандра Кларк: Нам кажется, что глобально людям не нужно изобретать велосипед. Мы можем многому учиться у прошлого, у нашего исторического наследия. Нуно португалец, поэтому когда мы решили уехать из Бразилии, Португалия была нашим первым вариантом. Это связано не только с семейным наследием, но и с тем, что здесь мы чувствуем уважение к прошлому. Это проявляется во всем: от архитектуры до ремесленных техник и дизайна.
Очень интересно, как в Португалии отголоски разных эпох сосуществуют вместе.
С какими сложностями вы столкнулись?
Переезд на другой континент, особенно при наличии бизнеса, — это большое испытание. Было сложно адаптировать наши старые проекты к местным материалам и, конечно, найти новых партнеров. С другой стороны, перед нами открылся совершенно новый рынок и новые клиенты с другими потребностями. Нам потребовалось два года, чтобы освоиться и начать строить студию заново. Мы до сих пор официально не запустили свой бренд на локальном рынке, но уже работаем над новыми «историями».
Стол из коллекции Plano Simbiótico. Фото: Mameluca Studio
Чем дизайн-ландшафт Португалии отличается от Бразилии?
Самое большое различие между этими двумя странами заключается в материалах. В то время как в Бразилии есть недостаток дерева, металлов, минералов и текстиля, в Португалии можно найти мрамор, пробку и различные волокна. При этом производственные мощности здесь не могут удовлетворить спрос. Кроме северного региона, который стал точкой концентрации современной промышленности, страна разделена на небольшие территории, где исследуются местные материалы, открываются маленькие фабрики и мастерские. Рынок в Бразилии, помимо обилия поставщиков, отличается сложностями касательно сроков и затрат на производство. Чувствуется, что сотрудники фабрик в Португалии ставят на первое место качество собственной жизни и не стремятся работать по 16 часов в день в попытке удовлетворить спрос.
Как устроен ваш креативный процесс?
После того как мы определились с концепцией будущего проекта, каждый из нас подготавливает свои исследования и первые наброски. Самая сложная часть — когда мы применяем собственный подход к проектам друг друга, но именно это позволяет нам развиваться. После этого мы объединяем получившиеся наброски, пытаемся достичь гармонии и их взаимодействия друг с другом. Важно, чтобы они отражали первоначальную идею.Раньше отправной точкой в наших проектах часто выступали различные художественные направления, места, в которых мы побывали, пережитые эмоции или просто запросы клиентов. Но есть то, что объединяет наши работы: ярко выраженный повествовательный и чувственный элемент. Яркие примеры — коллекции Plano Simbiótico, Sy и Libido.
Sy, 2017. Фото: Mameluca Studio
Будущие поколения должны уметь выходить за рамки своих ограничений, формировать связи и создавать новый эмоциональный опыт.
Один из ваших последних проектов, One Egg | One World, глубоко связан с местной природой. Часто ли вы обращаетесь к природному миру в своей работе и стараетесь интегрировать его в жизнь человека?
Как мы уже сказали, для нас важно привносить новый эмоциональный опыт в жизнь тех, кто будет взаимодействовать с нашими объектами. Когда команда курорта Joali на Мальдивах предложила нам поучаствовать в их художественном проекте, мы погрузились в тщательное исследование местного контекста. Мы изучили, как природа выживает в условиях местной среды, и многое узнали об инстинктах обитающих здесь живых существ.
Проект One Egg | One World для Joali Resort, 2023. Фото: Mameluca Studio
Есть ли у вашей дизайнерской практики свой девиз? Какой фразой вы могли бы ее описать?
Наша миссия и вдохновение — «проектирование чувств».
Как вы определяете свой подход к форме и функции?
В наших первых проектах мы чувствовали себя обязанными определить традиционные функции, но со временем поняли, что чувство не всегда идет рука об руку с функцией. Поэтому эмоции — это и есть основная функция в наших проектах. Живые, динамичные инсталляции стали очень хорошим инструментом для поиска новых способов обогащения человеческого опыта.
Коллекция Momentum, 2022-2023. Фото: Mameluca Studio
Какой проект вы мечтаете реализовать?
Сейчас мы мечтаем реализовать новую коллекцию, которую готовим. В ней мы, среди прочего, хотим показать, что различия не являются противоречивыми, а, скорее, дополняют друг друга.
Портрет на обложке предоставлен Mameluca Studio.