Сооснователь проекта «Кружок» Александр Братчиков: «Думать о других — важная часть здорового общества»
Независимый образовательный проект «Кружок» появился в мае 2017 года, когда несколько друзей поехали по регионам с выездной школой веб-разработки. Сейчас, кроме программирования, дети в селах изучают и другие дисциплины: астрономию, музыку и городскую среду. Летом ребята организовали в Гусь-Хрустальном школу архитектуры и урбанистики — дети не только посмотрели на свой город по-новому, но и разработали большой проект реновации центральной части города. Design Mate поговорил с Сашей Братчиковым об этой программе, целях и миссии «Кружка», а также о том, почему обсуждать идеи не менее важно, чем их придумывать.
Что такое «Кружок» и как устроен этот проект?
«Кружок» — это образовательный и просветительский проект. Мы совершаем поездки в небольшие города, деревни и сёла России, где устраиваем недельные школы для подростков. В прошлом году это были только школы веб-разработки, а в этом к нам присоединились новые люди и в рамках «Кружка» уже прошли школы астрономии, музыки и урбанистики. «Кружок» — это постоянная команда из семи человек. Еще вокруг каждой школы формируется временная команда, которая обычно больше. В нее, кроме нас, входят непосредственные создатели учебной программы и те, кто помогает освещать всю эту деятельность: фотографы, операторы, журналисты. Они делают очень важную часть работы и во многом благодаря им нам удается привлекать новых людей и необходимые проекту средства. «Кружок» — некоммерческий проект, и часть расходов мы покрываем с помощью краудфандинга.
На что направлен проект и какие проблемы школьной системы он может и должен решить?
Если говорить о системе школьного образования и о жизненном укладе человека в целом, мне кажется, одна из основных проблем в том, что они проходят очень длинными циклами. Например, при выпуске из школы и дальнейшем поступлении нужно сдавать единые экзамены. Примерно за год-полтора нужно определиться с предметами и начинать готовиться. Система открыто тебе говорит: если не сделаешь этого, рискуешь не поступить, пойти в армию, сломать жизнь и так далее. Получается, что примерно в 15 лет подросток начинает готовиться, сдавать, поступать. И конкретно в этом нет ничего плохого, но, чтобы достичь какого-то результата и совершить следующий шаг, нужно пройти цикл длиной минимум в год.
Я не знаю, чем оправдать такую неповоротливость системы в мире, где за несколько месяцев люди получают новые профессии.
Вторая проблема вытекает из предыдущей: годичный цикл до достижения результата делает цену ошибки в глазах подростка чудовищной. Когда так долго нужно к чему-то идти, ошибаться просто нельзя. И система помогает подросткам культивировать в себе эту идею. Я сам помню этот подростковый страх, он сидел где-то очень глубоко и казался совершенно рациональным.
Существование в таких длинных циклах и боязнь ошибиться делают любые маневры на этом пути сложными. Неповоротливая система делает неповоротливым человека, живущего в ней. Поэтому нам всем кажется, что менять работу в 30 лет — это поздно, а начинать что-то новое с нуля — страшно.
«Кружок» обычно приезжает куда-то на неделю, и за это время подростки изучают что-то совершенно новое, чем они не занимались до этого никогда. Мы пытаемся показать непривычную модель поведения: можно пробовать заниматься чем-то новым и достаточно быстро в этом развиваться, а если не понравилось, — так же быстро перестать это делать и заняться чем-то другим.
Как пригласить «Кружок» к себе, куда вы соглашаетесь ехать в первую очередь?
Чтобы нас пригласить, нужно написать на почту hello@kruzhok.io и немного рассказать о себе, о месте откуда вы, и, главное, почему к вам стоит приехать. Нам поступает много заявок, поэтому приходится выбирать. Общие критерии такие: это небольшое место с дефицитом дополнительного образования. С большей вероятностью мы приедем туда, где ноутбуки для занятий будут собирать по всей деревне, чем в дорогой, оборудованный образовательный центр.
Какие профессии охватывает «Кружок» и как пополняется этот список (сейчас ведь у вас не только веб-программирование, а, например, есть программа про музыку)?
«Кружок» начался с веб-разработки потому, что это сфера, в которой мы сами являемся экспертами. Поэтому первые 10 школ были об этом — мы знали как про это рассказать и как этим вдохновить. В дальнейшем мы поняли, что сфера — это не главное, гораздо важнее чем-то зажечь ребят и через творчество доносить до них новые смыслы. В выборе программ мы исходим от людей. Нам кто-то пишет, или мы с кем-то знакомимся, этот человек загорается идеей поехать в село и провести школу для подростков. Со всеми нашими школами — астрономией, музыкой и урбанистикой — происходило именно так: мы не искали сферы, а находили людей.
Как в «Кружке» появилась школа архитектуры и урбанистики, почему вы решили проводить ее в Гусь-Хрустальном?
Прошлым летом на фестивале в Сардаяле мы познакомились с Викой Строй и Мариной Дубовой. Вика делала на фестивале несколько архитектурных объектов совместно с местными жителями и гостями. Продолжая мысль о том, что мы ищем не сферу, а людей, тогда, в Сардаяле, у нас произошел мэтч, и мы подружились. Спустя какое-то время решили делать с Викой и Мариной школу по урбанистике, а чуть позже к нам присоединилась Маша Брайловская.
Чтобы понять, почему школу урбанистики было решено проводить именно в Гусь-Хрустальном, нужно немного рассказать про этот город. В советское время там было несколько производств. Одно из самых крупных — хрустальный завод, по которому многие знают Гусь. Раньше на этом заводе работало 6000 человек, сегодня — 100 с небольшим. Многие другие производства просто перестали существовать. Недавно «Стрелка» задала вектор в переосмыслении многочисленных моногородов, но Гусь-Хрустальный перестал быть даже им. Подростки, к которым мы ездили около года назад со школой веб-разработки, рассказывали, что любят Гусь, но им совершенно нечем тут заняться.
В России много таких городов: с загибающимся заводом, стагнирующей экономикой и отсутствием инфраструктуры для обычной жизни, к которой привыкли люди из столиц и административных центров.
Хочется начать осмыслять такие города.
Как строилась программа школы, чем занимались дети?
Еще до начала занятий преподаватели — Марина Дубова, Виктория Строй и Мария Брайловская — попросили участников школы прислать фотографии любимых мест города. На первом занятии они нанесли на их на карту, добавили те, которые хотели бы изменить, и отправились на прогулку по этим местам. Делясь своими наблюдениями, ребята на ходу придумывали идеи проектов.
После аналитического блока школьникам нужно было проверить свои идеи на прочность. Подростки проводили интервью на своих проектных территориях с местными жителями.
Поделившись на команды, ребята разработали концепции этих мест, сделали коллажи, прописали пользовательские сценарии, а к концу программы — создали настоящие макеты, которые складывались в один большой проект реновации центральной части Гусь-Хрустального. В последний день школы мы устроили презентацию для друзей и родителей. Они задавали вопросы, подростки давали аргументированные ответы. Все было серьезно.
Что стало итогом этой программы? Расскажите о самых интересных проектах (если можно что-то выделить).
По итогам недельной школы архитектуры школьники представили шесть проектов: это переосмысленное здание завода, обновленные набережная, пляж, парк, территория школьного двора и сеть веломаршрутов, связывающая все объекты в единую историю.
В рамках проекта про школу студенты сделали даже реальные дела — построили деревянный амфитеатр из поддонов и нанесли ландшафтные рисунки в школьном дворе. Во время такой работы возникало особое чувство единения. В школьном дворе с валиками в руках все днем и ночью рисовали огромный желтый круг.
Кроме настоящих проектов, важным итогом стало то, как ребята обсуждали свои идеи: они начали думать о пространстве, о городе по-другому. Презентуя свои работы, они говорили о том, для кого они проектировали те или иные решения. Они говорили о пользователях.
Хочется верить, что это не только поможет им быть ближе к профессии архитектора или дизайнера (или любому другому делу — все они про связь), но и быть хорошими людьми.
Думать о других — важная часть здорового общества.
Еще у вас был мастер-класс по исследованию города вместе со «Стрелкой». Расскажите, как он появился и почему вы решили исследовать именно Тобольск?
Мы поддерживаем дружеские и партнерские отношения с институтом «Стрелка». В этот раз они пригласили нас реализовать подростковую секцию в рамках инициативы «Дни Стрелки» и использовать нашу методику исследования мест глазами подростков. Город уже был определен, и ничего против Тобольска мы не имели.
В чем миссия «Кружка» и каких результатов вам уже удалось добиться?
Каждая наша школа в какой-то степени рассказывает подросткам о том, что у их жизни может быть много альтернативных сценариев, и эти сценарии не обязаны лежать в рамках какого-то распространенного в их месте уклада. Обычно в небольших местах у подростков все в какой-то степени предопределено: есть два колледжа и один институт в соседнем административном центре. Все идут в них, и ты идешь. «Кружок» рассказывает подросткам, что есть разные способы реализовать себя в жизни, и показывает, как можно узнавать новое через творчество. В конечном счете мы хотели бы жить в мире, где сценарий жизни человека в меньшей степени зависел от обстоятельств, в которых он рожден, и в большей от него самого. Если благодаря нашей деятельности хоть чья-то жизнь изменится к лучшему, вероятно мы делали все не зря.
Если говорить о результатах, у нас есть студент Коля, ему 14 лет. Коля живет в Вязьме, куда в первый раз мы ездили уже почти два года назад. Тогда Коля загорелся веб-разработкой и с тех пор занимается ей. У Коли уже есть заказы, недавно он нашел оплачиваемую стажировку. Каждую неделю Коля пишет в наш чат длинные сообщения о том, чего получилось достичь за последнее время, и активно помогает тем другим, кто интересуется. Недавно кто-то из ребят спросил его: «Зачем ты столько всего пишешь?» Он сказал, что просто хочет внести какой-то вклад и помочь другим. Отвечая на вопрос, в чем наша миссия, я просто присоединюсь к этому ответу Коли.
Какие программы вы собираетесь реализовать в будущем
Кроме школ веб-разработки сейчас есть понимание про школу журналистики в сентябре. Ее мы делаем вместе с Соней Эльтерман из Strelka Mag.
В выборе программы для реализации мы всегда исходим не от сферы, а от людей. Поэтому вопрос о том какие программы будут дальше сводится к тому, кто нам напишет или каких людей мы встретим. Наша медийная деятельность во многом нацелена именно на это: вдохновить близких нам по духу, чтобы они однажды вышли с нами на связь.
Последний проект участников «Кружка» — сайт села Больша Коча, где проходила последняя школа веб-разработки. Посмотрите, что у них получилось: https://bolshayakocha.ru/index
Фото: Эмиль Хафизов, Марина Донская, портрет — Никита Бережной.