Юлия Наполова: «Никогда бы не поверила, что завешу Эрмитаж стеклярусом!»
Бюро PS Culture разрабатывает проекты в области культуры. В портфолио – выставки в крупнейших музеях России: Эрмитаже, Музеях Московского Кремля, ГИМ, «Царицыне» и др. Архитектор и руководитель студии рассказала о том, как происходит работа над проектами, как удержать внимание современного зрителя и почему выставка должна быть фотогеничной.
Юлия, расскажите о создании PS Culture. Как и почему родилась идея или появилась потребность заниматься проектами в области культуры?
Благодаря родителям я с детства увлекалась искусством – посещала музеи и консерватории, много читала. Когда пришло время определяться с ВУЗом, я поступила в МАРХИ, а затем и в Вестминстерский университет. Уже тогда я была практикующим архитектором и сотрудничала с английским бюро Sidell Gibson. В Лондоне мне очень нравилась насыщенная жизнь музеев – это были места силы, своего рода клубы и досуговые центры, где можно провести целый день: посетители встречались в кафе, покупали подарки в сувенирном магазине и стояли в очереди на очередной «блокбастер». Мне очень импонировала такая интеграция музеев в повседневную жизнь людей, и однажды стало интересно, как этот подход можно реализовать в Москве. Я вернулась в нужный момент, когда Департамент культуры города Москвы под руководством Сергея Капкова вводили изменения: обустраивались парки, музеи стали лояльнее к посетителям. Мне повезло стать частью этих изменений.
У вас большая междисциплинарная команда профессионалов – архитекторов, дизайнеров, искусствоведов и кураторов. Как происходит работа над проектами? Какова роль каждого?
В первую очередь PS Culture – это архитектурное бюро. Постоянная команда – ядро – состоит из архитекторов и дизайнеров. Наши проекты очень разнообразны: от научно-технической экспозиции Планетария и Политехнического музея до исторических выставок в Кремле или художественных в Эрмитаже. И только для масштабных проектов мы расширяем команду. Работая с музеями, мы чаще приглашаем конкретных профессионалов, например, иллюстраторов или дизайнеров по ткани. Подход PS Culture уникален именно тем, что мы привлекаем специалистов из очень разных областей для конкретного проекта, ведь каждый неповторим.
Куратор – как правило, сотрудник музея – задает общее направление. Затем совместно с куратором разрабатываются сценография, сюжет и маршрут посетителя. После начинается проработка архитектурного решения, и только потом дизайн.
«Петр Первый», Музей Московского Кремля
Есть ли в вашем портфолио «проекты под ключ»? Можете привести примеры?
Да, конечно. Например, корпоративный музей для «Транснефти». Мы разработали все – от кураторской концепции с научными изысканиями и работой с архивами до разработки сценарных планов для мультимедиа, архитектуры, дизайна подарков и сувениров. Умудрились даже сделать тираж фарфоровых чашек с деколью! Это была долгая и кропотливая работа. Сейчас мы ждем официального открытия.
Вы разрабатываете проекты для крупнейших российских музеев: Музеев Московского кремля, Эрмитажа, ГИМ, «Царицына» и др. В чем особенности работы с ними? Разрабатываете ли вы концепцию выставки или работаете с уже представленной?
Крупные музеи представляют свои кураторские концепции. Зачастую общение с куратором начинается «с нуля» – мы участвуем в отборе предметов экспозиции и совместно придумываем сценарии всего проекта.
Прямо сейчас мы монтируем большую венецианскую выставку для Царицыно «Под маской Венеции» – это их первый международный проект. Как все крупные проекты, он готовился заранее – архитектурную часть мы сдали два года назад. Разговоры об образах начались с куратором Дарьей Колпашниковой задолго до появления списка предметов. А уже позже, в Венеции, мы презентовали дизайн и сценографию Кьяре Скуарчине – куратору в Италии.
В таком же ключе мы работаем с замечательным куратором Ольгой Барковец, профессионализм и новаторские идеи которой каждый раз вдохновляют команду на новые свершения. Сейчас в разработке находится проект о летних дворцах Романовых.
Говоря о вдохновляющих кураторах, я не могу не упомянуть Ольгу Шишко, с которой мы сейчас работаем над новым музеем Достоевского. Он должен открыться в ноябре 2021 года.
Екатерининский корпус Монплезира, Царицыно
Какие современные приемы вы используете, как выстраиваете пространственный нарратив, чтобы удержать внимание зрителя?
Я не думаю, что можно говорить о современных или не современных приемах. Есть ходы, которые работают в конкретное время в конкретном месте, или не работают. Есть общие принципы психологии, всегда неизменные. Например, человек воспринимает не более 7 блоков чего-либо, соответственно тематическое, визуальное и архитектурное членение должно вписаться в меньшую цифру. То есть на практике, видя десять колонн, мы воспринимаем не каждую отдельно, а единым блоком, не рассматриваем каждый кирпич, а говорим о паттерне или кладке. Единственное, что изменилось, на мой взгляд, и что является проблемой – плохая концентрация человека, связанная с постоянным пребыванием в телефоне, – везде и нигде. Это значит, что тексты должны быть максимально простыми и короткими, а образы максимально четкими и яркими. Придя на выставку, посетитель, еще не читая аннотацию, должен понять, о чем идет речь. И, конечно же, места для селфи….
Что изменилось за последние годы в экспозиционном дизайне? Как современные технологии, соцсети влияют на него?
Экспозиционный дизайн сам по себе появился не так давно, и в последние годы в профессиональной архитектурной среде произошел титанический сдвиг.
Мы можем говорить об отдельных передовых музеях вроде Государственной Третьяковской галереи и ГМИИ имени Пушкина – они всегда делают великие и просто удачные выставки. Но это зачастую консервативные решения, где основным предметом показа является живопись. Сейчас мы видим, как все больше очень разных по масштабу музеев обращаются к качественному дизайну. Отчасти это связано с успехом музеев-титанов и желанием привлечь уже избалованного посетителя. Музеи становятся ближе к людям, стремясь выстроить целостную инфраструктуру, ведь посещение выставки – это не только чтение кураторских текстов – для этого достаточно купить каталог или послушать лекцию. Все чаще мы ищем новые впечатления: жители мегаполиса избалованы лучшими сервисами и могут выбирать. А впечатления создает именно архитектура, которую создаем мы, – пространство историй, проектируемое бюро PS Culture. Это пространство предполагает возможность поделиться впечатлениями, в том числе, в соцсетях. Так появляется важный критерий ¬– «фотогеничность» выставки.
«Сесил Битон и культ звезд», Эрмитаж
Вы разрабатываете концепции новых музеев, архитектуру временных выставок и дизайн международных экспо. У каждого своя специфика. Что самое сложное в каждом из этих типов проектов?
Да, действительно, что мы только ни делаем. Основная специфика каждого проекта – уникальный материал, каждый раз очень разный, который мы должны достойно презентовать в результате. Подходы в работе бывают очень разные. Например, выставка «Александр III Миротворец» в Государственном историческом музее насчитывает десяток разных типологий от живописи, графики и бумаг до костюма, железного макета поезда, орудия и украшений. Все это должно гармонично соединиться и рассказать увлекательную историю императора. В реальности это разномасштабные вещи с очень разными требованиями по экспонированию: бумаги должны быть чуть освещены, чтобы не выгореть, а оружие и бриллианты должны блистать. Как это разместить вместе? Это задача для нас.
Самый необычный/сложный проект, над которым вам приходилось работать?
Самый сложный и самый важный проект – это, конечно же, экспозиция государственных регалий Музеев Московского Кремля, новое здание которого откроется уже через полтора года за ГУМом. Нам посчастливилось работать с самыми ценными вещами в нашей стране – шапкой Мономаха и прочими венцами, коронами, коронационными платьями и мундирами, тронами. Уникальность и ценность этих вещей поражает, цена ошибки невероятна. Но это и увлекательно. Помимо общего дизайна, мы разрабатываем эскизные и рабочие чертежи витрин – это новый и очень важный опыт. Нужно учесть и свести все: технологию, свет, ряд датчиков и сигнализаций, продумать эксплуатацию. Профессионализм и огромный опыт кураторов экспозиции и всей команды Елены Юрьевны Гагариной помогает нам справляться с этой сложной задачей.
Самый необычный, точнее самый дерзкий проект на данный момент, – выставка «Сесил Битон и культ звезд» в Главном Штабе Государственного Эрмитажа. Никогда бы не поверила, что завешу Эрмитаж стеклярусом! Это было очень приятное сотрудничество, в том числе, благодаря замечательной команде Дмитрия Озеркова. Выставка, посвященная одному из самых знаменитых светских фотографов, получилась свежей и легкой. Королевский розовый цвет, напоминающий по фактуре бархат, обвивает коронационный портрет Елизаветы II. Напротив, на строгом графитовом фоне – фотопортреты знаменитостей: герои Битона застыли в реверансах Ее Величеству, их укрывает пятнадцатиметровая штора стекляруса, подчеркивая блеск эпохи начала ХХ века и любовь Сесила к легкому эпатажу. Как сказал один из моих коллег: «заходишь в зал – и хочется розе». Именно такое впечатление мы и хотели составить.
«Сесил Битон и культ звезд», Эрмитаж