Ирина Бокова: «Мне приятно, что я принимаю участие в создании красоты, которую мастера дарят миру»
На протяжении двадцати лет Ирина Бокова открывает двери в завораживающий мир французских прикладных искусств. За это время вместе с командой своего бюро она собрала обширную картотеку мастерских, владельцы которых бережно хранят традиции и техники работы с декоративными материалами. Ирина пригласила редакцию Design Mate в закулисье своей деятельности и рассказала о том, с чего началась ее любовь к Франции, в чем особенности развития прикладных искусств в этой стране и почему массовое производство и ручной труд идут рука об руку.
Ирина, с чего начиналось ваше бюро и путь в мир прикладных искусств?
Мое первое знакомство с французами произошло около двадцати лет назад, когда я работала ассистентом у первого в России иностранного декоратора — француженки Брижит Саби. Затем я попала на стажировку в компанию, которая с 1832 года занималась производством декоративной фурнитуры. Так я оказалась в мире ручного производства. Я поняла, насколько это может быть живо и интересно, потому что во всех процессах присутствует человеческий фактор. За долгие годы сотрудничества я привыкла к французам — мне кажется, мы отлично понимаем друг друга. У этой нации есть свои привычки и особенности менталитета, в том числе и в ведении бизнеса, но я научилась с ними общаться.
Главная задача бюро — быть проводником между интерьерными дизайнерами и французскими производителями. В зависимости от проекта мы с командой подбираем фабрики, полностью выстраиваем процесс коммуникации и менеджмента. Я в первую очередь работаю с людьми и с красотой, которую они дарят миру. Мне приятно, что я могу повлиять на эту красоту. При этом я специально не получала творческого образования, так как не претендую на роль дизайнера или декоратора.
Ирина Бокова с мастером Нелли Сонье (Nelly Saunier)
Моя миссия — правильно прочувствовать материал, будь то железо, стекло, дерево или полудрагоценные камни, и показать его возможности заказчику.
Очень часто дизайнер или архитектор создает общую картинку, за которой скрывается множество мелочей, — именно на этапе их проработки рождаются интересные, порой неожиданные решения.
Как вы сами объясняете свою любовь к редким материалам и ремеслам?
Это очень закрытый мир, попасть в него достаточно сложно. Мастера — люди со специфическим характером, они очень трепетно относятся к своей деятельности. Требуется большое терпение и уважительное отношение к их работе, потому что не каждый из них готов сразу рассказать все свои тайны и показать, как он работает. Но это еще и абсолютно сказочный мир, соединяющий воображение мастера с возможностями материала. Для большинства мастеров их практика — это личный опыт, который они проносят через всю жизнь. Один и тот же материал может раскрываться по-своему в руках разных мастеров, ведь каждый из них обладает своей энергией, историей, желанием выразить определенные идеи. От этого невозможно устать.
Мои французские партнеры часто говорят мне, что наши совместные проекты позволяют им расти. Получается, что мы меняемся, учимся и исследуем вместе, создавая уникальные вещи.
Remy Garnier; Atelier du Renard
Мое погружение в материалы началось с металла. Удивительно, насколько разнообразны способы обработки бронзы и латуни; сколько особенностей может быть у простой дверной ручки; как фурнитура, подобно ювелирному изделию, может влиять на восприятие пространства. Я хочу показать профессионалам все эти возможности.
Помните ли вы первую мастерскую, с которой начали работать? Как вы находите и выбираете производства сегодня?
Первая мастерская — это как первая любовь, которая не забывается. В моем случае это была мастерская по производству фурнитуры и художественных изделий из бронзы, и за ее работой я до сих пор слежу.
Мир прикладных искусств во Франции довольно небольшой, все друг друга знают. Поэтому здесь практически невозможно скрыть, кто чем занимается. Например, молодые ремесленники проходят практику и набираются опыта в разных мастерских. Влияет также участие в выставках и конкурсах, государственных тендерах. Обычно мастера легко делятся между собой информацией, и если им кажется, что меня может заинтересовать работа другого ремесленника, они могут мне его посоветовать. Кроме того, выставки позволяют открывать новые таланты или увидеть развитие тех, за чьей работой я слежу на протяжении нескольких лет.
Одну из решающих ролей в расширении сотрудничества играют рекомендации мастеров, с которыми я работаю. Благодаря их доверию я получаю доступ к новым талантам и предприятиям.
Для меня очень важно самой приехать в мастерскую, посмотреть на рабочее пространство ремесленника — зачастую сразу становится понятно, как организована работа.
Frédérique Domergue
Не могу сказать, что у меня со всеми мастерами сложились прекрасные отношения. С кем-то они более личные, даже можно сказать семейные, с другими — сугубо профессиональные и четкие. Но есть и те, с кем контакта не произошло, хотя я все равно слежу за их развитием и с уважением отношусь к их работе.
Чем, на ваш взгляд, отличается развитие ремесленничества во Франции от других стран?
Во-первых, у французов есть хорошо организованная сеть структур, чья деятельность направлена на сохранение знаний и истории. Россия была лишена этого опыта приемственности, а у французов связь с историческим прошлым никогда не прерывалась. Конечно, мастеров поддерживают на государственном уровне: без этого ремесленникам сложно выживать вне зависимости от эпохи и контекста.
Их бережное отношение к производству и желание сохранить традиции достойны уважения.
Второй немаловажный фактор — местные мастера стараются защитить свои знания и умения от растиражированности; сохранить частичку души и себя. Во Франции тоже был всплеск массового производства, когда ремесленники и декоративное искусство ушли в небытие, но сегодня все вернулось на круги своя. Всем хочется сделать свой мир непохожим на другие, а ведь вещи могут быть индивидуальными только при условии, что они сделаны людьми.
Antonin Anzil
А что вы скажете насчет противостояния массового производства и ремесла? На ваш взгляд, можно ли добиться высокого качества предметов без ручной работы?
Мне кажется, массовое производство и ручной труд могут и должны существовать параллельно. Достаточно сложно оформлять интерьер с помощью изделий, которые сделаны только конкретными мастерами или небольшими ремесленными группами. Продукция крупных производств — это хорошая основа, база интерьера, но чтобы привнести в нее индивидуальность, нужно обращаться к нестандартным материалам и ремесленникам.
Здорово, что массовые производства сейчас тоже повернуты в сторону ремесленничества. Да и сами мастера изменились: если раньше вещи создавались только вручную, то теперь некоторые процессы заменяет машина. Это увеличивает скорость производства, снижает стоимость, затраты времени и ресурсов. В этом процессе все так же важны ручная доработка и человеческое тепло.
Studio Ekceli; Frédérique Domergue
То есть все движется к тому, что изделия ручного труда могут стать доступны большему количеству людей?
Технологии позволяют значительно удешевить процесс, поэтому предметы ручного труда и правда перестали быть чем-то заоблачным, что могут позволить себе лишь единицы. Однако мне кажется, что если эта ниша станет доступна всем, то продукт перестанет быть уникальным. Вместе с дизайнерами мы иногда прорабатываем несколько вариантов реализации их задумки — для разной аудитории и ценовой категории; для массового производства или для более индивидуальной истории.
Какие тенденции вы наблюдаете в сфере декоративных искусств?
На прошедших в этом году профессиональных выставках меня удивило и порадовало обилие красок. Последние несколько лет было затишье, преобладали однотонность и сдержанность. Сейчас же творчестве сообщество как будто старается обратить наше внимание на то, что красота существует. Появляется много цветов, которые раньше не осмеливались добавлять — сочные малиновые, оранжевые, зеленые оттенки.
Еще мне понравилось, как по-разному дизайнеры используют стекло. Например, роспись на стекле приобретает объемность и структурность, а обманчивая хрупкость стекла напоминает о хрупкости нашей жизни. Хорошо смотрится, когда на материале сочетают разные цвета и геометрические фигуры — тогда при преломлении света получается необычный эффект.
Стекло позволяет размышлять на различные темы, от хрупкости и двойственности до желания скрыться или отразить.
Расскажите о редких материалах и ремеслах, которые сейчас переживают взлет.
Прежде всего хочу отметить новшества в работе с бумагой. Многие привыкли к тому, что этот материал — тонкий и хрупкий, однако в сочетании с другими компонентами и обработкой он становится жестким, тягучим, пластичным. Бумагу можно покрывать слоями лака, вышивать, вырезать, сжимать, гофрировать, расслаивать, сочетать с различными материалами.
Лорен Коллен (Lauren Collin)
Я очень люблю металл, и сейчас можно заметить появление новых способов его обработки, открывающие неожиданные возможности в его использовании. Например, расцвет переживает алюминий: легкость в обработке этого материала позволяет все чаще использовать его, например, в производстве светильников, отделке витрин, производстве мебели.
Недавно я открыла для себя перо: меня удивило, насколько уникально оно может быть само по себе и что можно из него создавать. Перья находили еще в Древнем Египте при раскопках, и они прекрасно сохранились. Их добавляют в вышивку, сочетают с металлом, делают из них целые скульптуры и инсталляции.
Нелли Сонье (Nelly Saunier)
Я сотрудничаю с мастером, которая работает с каменной пудрой: она сама измельчает полудрагоценные камни и создает текстуры, картины, обои. Специальные техники позволяют делать из натурального камня вещи, к которым мы не привыкли.
Кроме того, за последние шесть лет в оформлении интерьеров больше используются вышивка и другие техники работы с текстилем, пришедшие из высокой моды. Солома, жгут, перо, металл, конский волос, стекло, камень — сложно выбрать какой-то один материал! Техники обработки этих материалов часто перекликаются, но всегда дают необычный результат.
Фотографии предоставлены Ириной Боковой.