Маттео Чибич: «Растения куда умнее, чем мы думаем»
Когда Маттео Чибичу было 6 лет, родители привели его в музей с работами Ван Гога, и он впервые задумался о том, чтобы стать художником. В 10 он увлекся жизнеописанием итальянских святых и решил стать Папой Римским, а в 12 – профессиональным баскетболистом, как Майкл Джордан. В 15 лет родители отправили мальчика в Милан – к дяде Альдо Чибичу, дизайнеру и урбанисту, одному из основателей группы «Мемфис», – и он окончательно определился с профессией.
В галерее дизайна Altagamma в Москве 30-летний Чибич (лучший молодой дизайнер 2017 года по версии жюри премии EDIDA) презентовал коллекцию мебели, разработанную для индийской марки Scarlet Splendour. Мы расспросили его о том, как развить хороший вкус, какими качествами должен обладать дизайнер и какая идея определяет современный дизайн.
Как по-вашему, можно ли развить хороший вкус или с этим нужно родиться?
Для этого нужно развивать свое восприятие и чувствительность. Проблема в том, что нынешнее поколение не понимает, что такое качественный материал, качественный продукт дизайна. Иными словами, молодые люди не знают, что такое вкусное яблоко, потому что все время едят только невкусные. Или, например, мясо. Мы не поймем разницу между хорошим и плохим, если все время будем питаться чем-то безвкусным. Точно также невозможно ощутить разницу между качественной кожаной сумкой и подделкой, если все время покупаешь подделку. Но стоит подержать оригинал в руках и разница становится очевидной.
Стандарт сегодня слишком беден: хороший стейк – это роскошь, не говоря уже о качественной вещи.
Какими качествами, по-вашему, должен обладать хороший дизайнер?
Он обязательно должен быть любопытным. И еще – великодушным. Нужно уметь отдавать, всегда проявлять эмпатию к людям, с которыми ты работаешь: к продюсерам, мастерам, которые занимаются производством твоих объектов. Тогда и они дадут лучшее, что имеют.
Керамика VasoNaso. В рамках проекта Маттео Чибик делал по одному предмету каждый день в течение года.
Должен ли он быть немного сумасшедшим?
Я так не думаю, все зависит от дизайнера. Есть ведь и супер сдержанные, хладнокровные и невозмутимые дизайнеры...
Вы, очевидно, не такой. Ваши объекты очень «игривые»...
Ну, я считаю, что раз уж мы живем только один раз и жизнь так коротка, не стоит тратить ее на придурков. Так что у меня совсем небольшая студия, и я работаю только с теми людьми, которые мне симпатичны, и над теми проектами, которые мне действительно нравятся. Это ощущение радости и счастья передается и моим объектам, и я рад, если они вызывают у людей улыбку.
Некоторые ваши объекты, очевидно, вдохновлены природными формами. Какую роль природа играет в вашей жизни?
Природа – это огромный источник вдохновения. Поразительно, но люди никогда не принимали мысль о том, что растения разумны (они испытывают чувства и могут коммуницировать друг с другом), а они ведь действительно умнее, чем мы думаем. Большинство исследователей XV века наблюдали за реакциями растений, но из-за вопросов религии не могли развивать эту мысль дальше. И только сегодня мы, наконец, можем раскрыть весь потенциал растений: уже сейчас многие ученые умы сходятся во мнении, что будущее вовсе не за технологиями, а за растениями.
Экспонаты выставки Dermapoliesis, которая прошла в рамках Лондонского фестиваля дизайна в прошлом году.
Пока мы используем растительный мир традиционно, но можно делать это иначе. Какой бы утопической ни казалась эта идея, но выводить растения, которые будут производить готовые продукты, возможно. Зачем выращивать в Северной Африке цветы, потом привозить их во Францию, делать масло, а из него – духи «Chanel №5», если все это можно делать уже во Франции. Почему бы нам не изобрести мебель, которая будет производить фрукты?
Почему бы не выращивать деревья, на которых будут расти свитера или панкейки?
В чем еще вы находите вдохновение?
Я часто посещаю выставки. Мне одинаково интересны галереи современного искусства и музеи с древними артефактами, а еще – частные коллекции, которые принадлежали действительно странным нестандартным личностям. Кроме того, я изучаю различные методы производства. Мне очень интересно, как работают современные ремесленники: как они взаимодействуют с инновациями, как работают с материалом. Когда я работают с крупными компаниями, я связываю их с небольшими ремесленными мастерскими – это позволяет создать промышленный продукт с элементом ручного труда или наоборот. Эта связь позволила нам начать использовать некоторые материалы, с которыми раньше не работали на производстве.
Чем интересна коллекция мебели для Scarlet Splendour?
Идея заключалась в том, чтобы, во-первых, создать бренд, который будет представлять на международном рынке Индию, а во-вторых, придумать мебель, которая станет вневременной. Мы должны были использовать индийские мотивы, но так, чтобы это не выглядело этникой, то есть предмет должен заключать в себе историю, но в то же время быть современным. Интересно, что и в Индии, и в Италии, и в Мексике мебель воспринимают своей – она универсальна.
Мебель для бренда Scarlet Splendour изначально разрабатывалась в черно-белой гамме.
Все предметы очень приятные на ощупь. Мы стараемся избегать абсолютно гладких поверхностей, всегда предпочитая им грубые и шероховатые. Работать с ними сложнее – пять мастеров полируют один шкаф в течение месяца, – но, прикасаясь, чувствуешь: это было сделано человеком, а не машиной.
Визуально предметы коллекции очень графичные, в духе «нео-мемфиса». Как думаете, почему дизайн 1970-х снова в моде?
Потому что дизайнеры группы «Мемфис» выступили с последним социально значимым с точки зрения дизайна манифестом XX века, и до сих пор не было сделано ни одного столько же громкого заявления. Стиль 70-х, не только группы «Мемфис», очень выразительный, знаковый, и не удивительно, что многие дизайнеры находят в нем свое вдохновение.
Есть ли какая-то общая идея, которая определяет современный дизайн?
Дизайн сегодня ориентируется не столько на потребности людей, сколько на их эмоции и ощущения. Современные объекты дизайна это не просто функциональные вещи, это идеи, способные изменить образ жизни и мироощущение людей.
Проект скамеек на площади МИЛАНА отличается узнаваемым «игривым» дизайном Маттео Чибича.
Были ли у вас когда-нибудь скучные задачи?
Да, у меня был заказ на проект скамеек в Милане. Они должны были разместиться на небольшой площади напротив исторического обувного магазина. И я придумал сделать несколько игривые скамейки с ногами в ботинках. На них можно сидеть, к ним можно парковать велосипед и, конечно, по ним можно лазать. Это место стало очень популярным в Милане, особенно, конечно, у детей.
Как лучший молодой дизайнер прошлого года, расскажите, каким проектом вы гордитесь больше всего.
Он у меня еще впереди.
Благодарим за помощь в организации интервью галерею дизайна Altagamma.