Юлия Тряскина: «Мы занимаемся золотоискательством в сфере общественных интерьеров»
Общественные пространства — отличная площадка для демонстрации новых подходов к дизайну и функции, а также для интеграции передовых интерьерных решений. Именно такие проекты – технологичные, новаторские по своей сути и ориентированные на решение реальных задач – ищут организаторы молодой независимой премии Innovative Public Interiors Awards. Пока прием заявок на конкурс в самом разгаре, мы встретились с идеологом проекта и партнером бюро UNK Interiors Юлией Тряскиной, чтобы поговорить о меняющемся восприятии общественных и городских пространств, роли эстетики в интерьерах и новых пользовательских сценариях.
Юлия, как, на ваш взгляд, пространство влияет на наше мироощущение и образ мыслей?
Скорее, все происходит наоборот. Общественное пространство — это одновременно смесь всего и отражение окружающей действительности. Оно не может существовать отдельно от культурных слоев, потребительских привычек, идеологии, нашего понимания прекрасного и комфортного.
Жизненный цикл пространств гораздо короче, чем, скажем, зданий. Здания строятся на десятилетия, а пространства задуманы гибридными, изменчивыми, яркими. Неслучайно на европейских площадях, которые существуют веками, сейчас строят новые комфортные пространства для людей.
Человек стремится обжить любое пространство, приспособить его к сегодняшнему течению жизни и, что важно, восприятию через гаджеты.
Появление мобильных телефонов и новых технологий в целом изменило наше восприятие городского пространства. Нам всегда хочется чего-то нового, мы быстро ко всему привыкаем. Мы видим что-то и – вспышка – через секунду это уже появляется в нашем телефоне. При этом просто сфотографировать, например, Колизей уже недостаточно — нам нужно его новое прочтение, какой-то яркий перформанс или другие интерактивные элементы. Поэтому, безусловно, скорость развития технологий тоже определяет быстрые изменения городских пространств.
Во многих курортных европейских городах – например, Сен-Тропе – устанавливают новые арт-объекты на главных площадях. Это делается не только для развлечения, но и для осмысления этих пространств. Другой пример, который появился лишь несколько лет назад, — это переосмысление пляжей известными люксовыми брендами, которые устанавливают там свои поп-апы.
Скульптура художника Lorenzo Quinn на площади в Сен-Тропе, 2023. Фото: Galeries Bartoux
Бюро UNK Interiors, партнером которого вы являетесь, достаточно много работает с общественными пространствами. На что сегодня прежде всего направлен фокус архитекторов при проектировании таких интерьеров?
Архитекторы вынуждены работать с тем, что человек сегодня перенасыщен информацией. Мы устаем, потому что находиться в постоянном удивлении сложно. Другая проблема — это вторичность. В общественных пространствах часто превалируют картинки из Pinterest и копипаст, к этому стоит относиться критически. Я много участвовала в составах жюри различных премий и сталкивалась с тем, что если закрыть название архитектурных объектов или интерьеров, то получался один большой проект — настолько все выглядело похожим друг на друга. На мой взгляд, именно поиск уникальности, идентичности, национальной изюминки, какой-то культурной привязки сейчас становится особенно важным.
Скопировать — проще и ленивее всего, а вот поймать идею и по-своему ее переосмыслить, чтобы она зазвучала по-новому, — это задача со звездочкой.
Насколько важно и актуально сегодня привлекать к созданию общественных пространств сторонних специалистов – например, психологов, консультантов – или непосредственно ту аудиторию, на которую они рассчитаны?
Мне очень нравится эта практика. Архитектор всегда выполняет задачи, которые перед ним ставит заказчик. И даже если клиент — профессионал своего дела, все равно важно, чтобы в команду были включены узкопрофильные специалисты. Ведь мы обращаемся к специалистам по свету, звуку и теплоизоляции — точно так же и привлечение к работе, скажем, психолога, сделает проект более глубоким и жизнеспособным. Задача архитектора — собрав «пирог» из всех этих знаний и навыков, сделать объект, который будет жить, приносить радость и при этом содержать авторский почерк, привлекать внимание. Но для этого важно «протестировать» идею с нескольких сторон.
Творческое пространство «Ателье» в «Гэс-2», проект бюро UTRO
Новаторские, передовые общественные пространства — какие они? Какие характеристики в них сочетаются?
Прежде всего, это интерьеры, в которых функциональность и решение задач, стоящих перед пространством, выходят на первый план. Важнее всего — идеология проекта, а материалы и форма становятся языком архитектора, инструментом подачи идеи. К сожалению, таких пространств не так много, поэтому то, чем мы занимаемся в рамках премии — это золотоискательство. Мы пытаемся предугадать, систематизировать и продемонстрировать тенденции.
Сейчас появляется все больше совершенно новых типов проектов, с которыми архитекторы раньше не сталкивались. Например, есть такая вещь, как телемедицина. Теперь пациенту не обязательно записываться на физический прием к известным врачам: можно направить свой запрос и поучаствовать в групповой онлайн-конференции. В связи с этим перед архитекторами стоит новая задача — создание Zoom-пространств, оборудованных всем необходимым для таких встреч. Это новый тип переговорных, полноценный виртуальный интерьер, в котором речь не идет только о столе для совещаний, технологичных настенных панелях и эстетичном освещении. Главное в дизайне такой Zoom-комнаты — это интегрированное в интерьер новейшее оборудование, вызывающее эффект присутствия врачебного консилиума у вас дома.
Любое пространство начинается с функции: важно учитывать физиологические особенности человеческого восприятия и создавать интерьеры, в которых людям будет комфортно, уютно и безопасно. Нельзя забывать и об инклюзивности: например, в среднестатистической школе детям с особенностями развития будет находиться сложно; к таким пространствам нужен совершенно другой подход.
Школа «Точка будущего» в Иркутске, проект бюро UNK. Фото: UNK
Еще одна новая тенденция связана с национальной идентичностью. Недавно у нас был такой кейс: в Алтайском крае люди оформили ресторан при помощи локальных материалов — всего, что нашлось в близлежащем лесу.
Вы говорите, что особый интерес сегодня представляют интерьеры, в которых вопрос эстетики отходит на второй план. Но как при этом, делая основной акцент на «сверхмиссии» пространства, сохранить его визуальную составляющую?
Все, что я описала выше, в совокупности и определяет эстетику места. Ведь в общем и целом дизайн — это не очень комфортно. Лично я не люблю многие дизайнерские отели, просто потому что в них чувствуешь себя неуютно. Да, архитектор в них выразился, отразил свой авторский почерк, но второй раз хочется остановиться в более комфортном и соответствующем твоему настроению месте.
Медицинский кластер в Сколково, Архитектурное Бюро Асадова
Почему, на ваш взгляд, за последнее время возросло число примеров восстановления старых построек и их адаптации к современному использованию?
Редевелопмент — это высший пилотаж, самый сложный кейс с точки зрения финансов, времени и истории. С одной стороны, архитектору важно сохранить пиетет к месту и зданию, а с другой — абсолютно все перевернуть, дать ему новую жизнь. Один из моих любимых проектов — это вокзал в Иваново, который изначально был не просто железнодорожной станцией, но и местом для городских собраний. И хотя недавно его переосмыслили, основная функция, по сути, не изменилась, зато локация была адаптирована к новым сценариям использования. Другой знаковый пример реставрации, который получил гран-при прошлогодней IPI Award, — комплекс пакгаузов в Нижнем Новгороде. Тут можно отметить и оригинальный подход к сохранению и приспособлению объектов исторического наследия, и новый взгляд на создание культурной институции, и тщательную проработку интерьеров.
Мир, наш образ жизни и привычки стремительно меняются. Как архитекторам и дизайнерам адаптироваться к этим изменениям при создании общественных пространств?
Хорошего архитектора отличает насмотренность, любопытство, любознательность и, что немаловажно, начитанность. Я всегда говорю, что нужно больше думать и подходить ко всему критически, потому что в мире вторичности и Pinterest в первую очередь ценятся уникальный взгляд, глубокое понимание процессов и умение переосмыслить существующие пространства. Опыт и навыки всегда можно набрать, а вот любознательность, привычка задавать себе и другим неудобные вопросы — это действительно ценно.
Подать свой проект инновационного общественного интерьера, который был реализован за последние пять лет, можно до 30 августа 2023 года на сайте премии.