Дина Дымникова: «Для меня важна кастомизация — я всегда стараюсь создать “портрет” заказчика в интерьере»
Соосновательница бюро интерьерного дизайна Ruumz Дина Дымникова в профессии уже больше двадцати лет. За это время она успела поработать архитектором в крупных компаниях, после чего запустила собственный проект, в рамках которого вместе с командой создает не только чувственные и элегантные интерьеры, но и авторские коллекции мебели и декора. Мы поговорили с Диной о том, что ей помогает разрабатывать персонализированное оформление пространств, можно ли научиться считывать тренды и зачем обращаться к классике дизайна при работе над современными предметами.
Дина, расскажите про ваш бэкграунд. Что предшествовало открытию собственной студии?
Я окончила Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет и с 2001 года работала архитектором в двух компаниях. В моей карьере было два основных направления: во-первых, это работа в жанре классической архитектуры, что в том числе дало мне ценные навыки построения пропорций, а во-вторых, опыт нахождения в зарубежной компании и ее корпоративной культуре. Мысли об открытии студии появились в самом начале карьеры. Мое первое место работы казалось мне недостаточно творческим, поэтому параллельно я начала давать консультации друзьям и брать небольшие заказы. При этом я никогда не относилась к этому серьезно и не думала, что дизайн интерьеров может стать моей основной профессией. Впоследствии я поняла, что мне становится тесно в рамках студии, где я работала в тот момент. Одновременно с этим пришло осознание, что у меня достаточно опыта для самостоятельного ведения даже крупного архитектурного проекта.Во время работы над первыми заказами в качестве дизайнера-фрилансера стало понятно, что мне не хватает знаний и навыков. Я ощущала себя скорее архитектором-классиком: хотя, безусловно, это было большим преимуществом и давало крепкий фундамент для новой специальности. Так я пошла учиться в Британскую высшую школу дизайна. Раньше я обожала архитектуру и обесценивала дизайн, а сейчас это две мои равноценные страсти.
Студия Ruumz специализируется на интерьерах премиум-класса. Это ваш осознанный выбор?
Во многом я решила получить дополнительное образование именно потому, что не понимала, как выйти из «украшения коробок». Учеба в Британке очень помогла научиться любить предметы, не бояться их сочетать и экспериментировать. Премиум-сегмент для меня — это прежде всего не про покраску стен и расстановку мебели, а про тщательное изучение пространства. В каждом проекте мы стремимся к кастомизации: увидев портрет заказчика, стараемся отразить его в оформлении квартиры или дома, а это можно сделать только в более высоком классе интерьеров. Для нас важно «написать» портрет человека таким образом, чтобы он ощущал пространство «своим» и гордился им. Именно это я называю роскошью: когда интерьер действительно похож на своего владельца и служит отражением его достижений, ценностей и образа жизни.
Что именно помогает вам отразить индивидуальность заказчика в интерьере?
На первой встрече с клиентом я всегда спрашиваю, действительно ли я — тот дизайнер, который ему нужен. Ведь у каждого профессионала свой инструментарий: кто-то пишет акрилом, второй — маслом, а третий использует пастель. Поэтому заказчик, как минимум, должен понимать, чем и в какой технике я создам его портрет. Если мэтч случился, то на следующих этапах мы обычно смотрим на то, какие вещи преобладают в гардеробе клиента, какую музыку он слушает, где любит отдыхать, какое вино пьет и так далее. Раньше у нас была очень подробная анкета, но со временем мы поняли, что таким образом ограничивали и сами себя, и мышление клиента.
Сейчас для нас гораздо важнее тщательное изучение интересов заказчика.
Хотя мы с Дашей (Дарья Cлушаева, сооснователь и ведущий дизайнер студии Ruumz, — прим. ред.) очень любим жилые интерьеры, сейчас мы стремимся к преобладанию общественных проектов в нашем портфолио. Нам хочется больше творчества и самовыражения, а в общественных интерьерах это сделать легче — нет такого жесткого контроля со стороны заказчика, он не перекладывает на тебя свои страхи.
Как вы с Дашей разделяете обязанности? Стремитесь ли к единому стилистическому решению во всех проектах?
Недавно мы провели для себя четкую линию: я лучше работаю с классикой, а Даша больше любит брутальную эстетику, минимализм, металл, нестандартные формы. При этом мы над всеми проектами работаем вместе, дополняя идеи и решения друг друга. Здорово, что наши вкусы сходятся во многих вещах: например, нам почти всегда стопроцентно понравится одна и та же модель сумки в магазине.
Вы писали, что одним из принципов философии студии является работа со скрытыми желаниями и потребностями заказчика. На чем основан такой подход?
Мы действительно стремимся увидеть и понять потребности заказчика, а такой подход часто сравнивают с психологией. Мне хочется постепенно начать опровергать миф о том, что дизайнер — это немного психолог. Мне кажется, так думают только в нашем обществе, потому что у нас есть желание срочно всех спасти, всем помочь, исправить жизнь человека своими «волшебными» интерьерами. Из нас сделали психологов, а не творческих людей, которые создают классные пространства.
Я же хочу менять это мышление: мы ведь не идем к психологу за интерьерами.
Как вы относитесь к тому, что интерьеры современных дизайнеров часто похожи друг на друга?
Это нормально: есть какие-то актуальные в данный момент направления, которые так или иначе влияют на многих дизайнеров. Стилистика, в которой мы работаем, — это играющий тренд. Глупо не жить в тренде, бежать от него и специально делать что-то противоположное. Как я уже сказала, мы стараемся кастомизировать наши интерьеры — сделать их душевными и мягкими с помощью необычного декора, винтажных предметов, рисунков на стенах.
Как вам кажется, можно ли научиться «чувствовать» тренды в интерьере?
Думаю, невозможно научиться видеть тренды только лишь в интерьерном дизайне. Я сравниваю определенный тренд с волной в океане, которую просто нельзя избежать; с системой, в которой ты живешь. Тренд всегда заметен во всех сферах жизни, от политики и экономики до религии и моды. Поэтому, если хочется научиться понимать тренды, нужно изучать аналитику во всех отраслях, а не в какой-то одной нише. Если по всему миру бушуют войны и конфликты, то тенденция к безопасности и защищенности, но при этом сохраняющееся ощущение страха будут отражаться везде.
Помимо интерьеров, вы также создаете авторские предметы, среди которых лампы для российского бренда Modenature. Расскажите про эту коллаборацию.
На создание изделий меня вдохновили работы Акилле Кастильони. Вообще, мне нравится история с переосмыслением культовых форм: они доказали свою «жизнеспособность», так почему бы не подарить им новый виток развития при помощи современных технологий? Хотя у меня есть и ультрамодные предметы, без отсылок к историзму, я уверена — сегодня невозможно создать что-то стоящее и гармоничное без обращения к прошлому.
Настольные лампы по дизайну Дины Дымниковой. Фото: Modenature
Помните ли вы самый первый созданный вами предмет?
Первый предмет я создала в рамках первого же интерьерного проекта — это был частный дом, заказчица которого дала мне полную свободу, за что я ей очень благодарна. Со временем я поняла, что больше всего мне нравится делать именно лампы: на мой взгляд, эта ниша сильно недооценена у нас в стране. Из-за засилья китайского света и дешевых реплик клиентам часто приходится объяснять, почему стоит вложить деньги в качественные светильники. Сейчас мы в студии разрабатываем собственную коллекцию предметов, но на создание каждого уходит очень много времени. К тому же в России это довольно трудно: нужно «подтягивать» производства и отдельных специалистов, поэтому здорово, что многие бренды ищут молодых и смелых дизайнеров и помогают им с реализацией предметов.
Хочется, чтобы люди в нашей стране смотрели на профессию дизайнера не как на подвиг, а как на стабильный бизнес, который будет приносить доход и удовольствие.
На ваш взгляд, какие тенденции в интерьерном дизайне сейчас выходят на первый план?
Нас всех сильно трясет, поэтому в ближайшем будущем интерьеры будут еще более уютными, обволакивающими, «бункерными». Людям нужны пространства, в которых тихо и спокойно: это про мягкие материалы, много света, натуральные цвета и фактуры. Люди начинают высоко ценить свое время и перестают готовить, поэтому кухни скоро превратятся в декоративный элемент. В случае с интерьерами для пар, у каждого обязательно должно быть свое личное пространство — свой «кокон».
Все фото: проекты бюро Ruumz и Дины Дымниковой, предоставлены дизайнером.