Fresh.Glass x Lavdanskyworkshop: «Коллекция Castes — это обращение к исторической аутентичности, к нашим культурным истокам»
Чуть меньше года назад российские мастерские Fresh.Glass и Lavdanskyworkshop представили совместную коллекцию Castes. Уже через несколько месяцев команда дебютировала с концептуальными предметами на ярмарке Collectible, а практически сразу после нее — на выставке коллекционного дизайна и искусства PAD Paris. На этой неделе творческий коллектив вновь покоряет французскую столицу, презентуя расширенную капсулу в рамках Paris Design Week вместе с локальной галереей BOON_ROOM. Накануне своего отъезда в Париж команда рассказала редакции Design Mate о том, как иностранная публика приняла проект, в чем кроется его сакральный подтекст и что преобладает в объектах — художественная или дизайн-составляющая.
Расскажите, как вообще зародилась ваша коллаборация? С чего все начиналось?
Семен Лавданский (Lavdanskyworkshop): Мы давно хотели поработать с Сережей и Дашей из Fresh.Glass, обсуждали возможность реализации совместного проекта, но тогда про коллекцию Castes речи не было. В 2021 году в одном из храмов Грузии я нашел икону VIII века с очень нетипичными для православного оклада кастами: вместо камней на ней использовалось стекло. Совместно с ребятами мы воспроизвели этот оклад для иконы, которая сейчас украшает храм в Ростове Великом. Он, по сути, и стал прототипом будущей коллекции: мы захотели увеличить маленькие касты в масштабе — так появился первый столик, после которого мы уже начали думать над дальнейшим развитием коллекции.
Нам всем понравился сакральный подтекст и коннотации, которые есть у проекта.
Процесс работы над объектами
Дарья Болховитина (Fresh.Glass): Сначала идея оставалась в рамках рабочего проекта. У нас со стороны Fresh.Glass была тяга к красивому металлу, а у Семена и Гриши — к стеклу. Нам захотелось трансформировать образ венца во что-то большое и функциональное: сама форма показалась нам очень сильной и значимой, но в то же время ювелирной. В этом сложном проекте объединился многолетний опыт ремесленной мастерской ребят и технологические возможности нашей студии.
Сергей Мартынов (Fresh.Glass): Для меня этот проект изначально был очень ценным с идеологической точки зрения. Мне хотелось, чтобы он выражал нашу сущность и был связан с православным подтекстом — символом духовного и архаичного, который используется и сейчас. Мы задумали показать церковность проекта, но без флера ее классического ортодоксального понимания. Было важно, чтобы объекты могли вписаться в чистый современный интерьер, оставались актуальными предметами искусства с символическим подтекстом. Думаю, нам удалось это передать при помощи таинственного, живого темного стекла и металла, который так естественно выглядит на предметах. Как мы и задумывали, объекты получились ремесленными и отражают вложенный в них человеческий труд, тепло рук, несовершенство линий и обработки.
Семен: Для нас всех важна принадлежность как к культуре в целом, так и к ее церковно-сакральному прошлому. У каждого из нас есть свой субъективный духовный и материальный опыт, и в этих объектах мы его отрефлексировали.
Это не просто погоня за эстетической составляющей предметов, а саморефлексия для каждого из художников.
Маленький кофейный стол
Как и где вы впервые представили коллекцию?
Семен: Мы показывали коллекцию в России дважды в 2022 году, на групповой выставке в ММОМА, которую организовывал проект SAMPLE, и на выставке «Придумано и сделано в России» во Всероссийском музее декоративного искусства. На самом деле у нас не было долгих попыток попасть на зарубежный рынок. Одна из наших первых целей, которая всем показалась классной, — подать заявку на Collectible в Брюсселе, именно там мы дебютировали с коллекцией.
Даша: Во время Collectible мне было очень интересно наблюдать за посетителями, особенно в те дни, когда ярмарка была открыта для всех. Главное, что я заметила: европейская публика не боится трогать предметы, оставить след на поверхности. Мне показалось, что это связано с открытой чувствительностью у людей: например, даже полиграфия и детали оформления там зачастую выполнены из бумаги — возможно, эта тяга к тактильному, где-то шершавому тоже имеет значение. Было очень приятно слышать вопросы о технике изготовления, материалах и самой сути задумки. Еще люди искренне удивлялись, когда узнавали, что это мы те самые художники, которые сделали предметы.
Самое ценное — это когда сам художник находится рядом со своей работой и пытается рассказать про нее.
Ярмарка Collectible 2023, стенд проекта Castes, Брюссель, Бельгия
Даша: Многие, в особенности профессионалы, отмечали качество предметов и то, как стекло перетекает в металл. Это и было нашей целью — добиться цельности между двумя материалами, а также сподвигнуть людей заглянуть внутрь себя с помощью предметов. Лучше всего понять подтекст наших предметов могут те, кто в какой-то степени был связан с храмовой христианской культурой. Кто-то сравнивал венец с перевернутой подковой, но даже когда мы пытались объяснить про церковный контекст, не все придавали этому значения.
Сергей: Люди с интересом листали каталог, изучали бэкграунд коллекции и то, как мы создавали предметы. Этот формат тоже показателем: публике интересно размотать процесс, потому что качественный продукт она и так видят постоянно. Узнавая, что это стекло, а не эпоксидная смола, гости тоже меняли вектор внимания, начинали изучать и внимательно рассматривать материал. Интересно, что к нашему лаконичному светлому стенду посетители приходили отдыхать.
Процесс создания лавки из коллекции Castes
Семен: Я заметил, что в зарубежном коллекционном дизайне сейчас есть тенденция к наивному «эйндховенскому» искусству — например, зеркало с ногами и другие наивные образы, которые заигрывают с аудиторией. Наш тяжеловесный сакральный контекст выделялся на фоне такого дизайна. Мне кажется, это тоже отчасти привлекало внимание посетителей.
Григорий Лавданский (Lavdanskyworkshop): Действительно, многие отмечали, что у нас очень необычный стенд, особенно на фоне ярких и пестрых предметов.
На неделе дизайна в Париже, как и на выставке PAD Paris, вас представляет французская галерея BOON_ROOM. Как началось ваше сотрудничество с ней?
Даша: В один из дней Collectible к нам подошел явно заинтересованный и чувствующий человек, задал несколько вопросов. Он задавал очень глубокие вопросы относительно техники и задумки; отмечал необычный дизайн и уровень качества. Очень удивился, что мы привезли предметы из Москвы. Мы рассказали про историю мастерских, и он заинтересовался нашими дальнейшими мыслями касательно коллекции. Мы взяли его контакт и впоследствии оказалось, что он порекомендовал нас основателю галереи BOON_ROOM.
По дороге из Брюсселя мы заехали в Париж, чтобы посмотреть пространство и познакомиться с командой. Кристофер – галерист BOON_ROOM – был сразу готов принять предметы и предложил сотрудничать.
PAD Paris 2023, зеркало из коллекции Castes в экспозиции стенда галереи BOON_ROOM, Париж, Франция
Даша:Все получилось очень стремительно — мы еще не успели осознать опыт с первой ярмаркой, а уже нужно было везти предметы на PAD Paris, разрабатывать новые предметы для Недели дизайна в сентябре. Мы чувствовали, что сейчас нельзя создавать большую паузу, а нужно поддерживать заинтересованность в наших работах. К Парижской неделе дизайна мы решили расширить коллекцию. Мы создавали новые предметы в сжатые сроки — не понимали, успеем ли мы их изготовить за лето, успеют ли они доехать до Парижа, какие объекты понравятся зрителям. Из новых предметов — большая консоль, декоративные зеркала-панно, маленькие столики. Интересно, как относительно пространства меняется восприятие предметов, поэтому мы сейчас и сами едем в Париж, чтобы участвовать в расстановке и монтаже в том числе. Еще у нас будет перформативная история, потому что, к сожалению, большой кофейный стол, который мы везли на PAD Paris, треснул по пути. Пока мы будем в Париже, планируем треснутый стол превращать в два кастомных предмета — своего рода перформанс.
Елена Белолипецкая (арт-менеджер проекта Castes): Хотелось бы немного больше сказать про PAD Paris. Для нас внеплановое участие в этой ярмарке, которая к тому же в этом году была и юбилейной, стало удачной возможностью представить свои работы рядом с легендами и хайлайтами мира дизайна. В отличие от молодой ярмарки Collectible, на PAD достаточно сложно попасть. На стенде галереи BOON_ROOM мы представили только одно зеркало, хотя могли бы прозвучать куда сильнее: пострадавший при транспортировке большой кофейный стол должен был стать доминантой стенда. Сейчас мы усилили транспортные коробки по международным стандартам и укрепили сами предметы, подготовили более подробные инструкции, потому что мало кто знает, как обращаться со стеклом.
Консоль; Венец. Касты со стеклом
Вы упомянули, что для Недели дизайна готовите новые предметы. Как изменилась коллекция или, может быть, технология и другие технические моменты?
Семен: Уникальность технологии и работы именно с этими объектами заключается в том, что изделия выполнены ювелирными мастерами. Они регулярно изготавливают касты в маленьком масштабе, и очень интересный результат получился за счет того, что мы изменили масштаб изделия, но работа с металлом и его пластика остались ювелирными. Сохраняется отсылка к ювелирному изделию, потому что для человека, который разбирается в материалах и технологиях, это очень тонкий момент. И в консоли, и в панно, и в маленьких столах, которые мы отправили на Неделю дизайна, это присутствует.
Paris Design Week 2023, экспозиция галереи BOON_ROOM, Париж, Франция
Планируете ли вы представить коллекцию в России — совместно с галереей или самостоятельно?
Сергей: Сейчас мы не хотим спешить, потому что хочется сразу сделать все на 100%, чтобы было сильное сочетание нашего стиля и выставочного пространства. Чтобы мы друг друга усилили, и предметам было хорошо и свободно. Мы общаемся с разными галереями, но пока что идеального варианта не нашли.
Елена: С художественной точки зрения Castes — сильный проект, балансирующий на грани искусства и дизайна, есть практика называть подобное функциональной скульптурой. У нас были зарубежные коллекционеры, которые рассматривали предметы именно как скульптуру. Важно, что все предметы ребят работают как единое высказывание, в синтезе друг с другом, именно поэтому для выставки их лучше не разделять, не миксовать с другими предметами, или делать это грамотно. Она должна прозвучать как инсталляция. При организации персональной выставки в галерее есть риск утратить суть художественного высказывания, став просто интерьером. Самостоятельное участие в Collectible в какой-то степени позволило тоньше представить концепцию. Сейчас практика самостоятельно курируемых художниками своих же проектов набирает популярность. Так что, наверное, это не выбор между галереями, будь то российскими или зарубежными, а выбор уровня возможностей конкретного пространства.
Важно еще и отсутствие вторичности. Это не было самоцелью — проект начинался как переосмысление устойчивых образов, исследование. Очень важно, что это обращение к культурной аутентичности, к истокам своей истории. Возможно, поэтому за рубежом работы производили такой сильный эффект — у них мощная аура. Здорово, что ребятам удается отразить это, получается такая модернизированная архаика.
Семен: Мы сейчас сосредоточены на том, чтобы сформулировать ценность нашей идеологии в глазах конечного клиента. Кто наша целевая аудитория, почему наш продукт должен быть ценен? С этой точки зрения мы стараемся больше рассказывать про проект, популяризировать контекст и транслировать его. Чтобы наше годовое исследование кастов оставалось и искусством, и в то же время тиражными объектами.
Мы переосмысляем устойчивые образы церковной культуры. Работая с такими пространствами в современном мире, мы рефлексируем на тему переизбытка декоративности, и нам хочется показать чистоту и самобытность церковной культуры вот в таких проектах.
Что-то церковное может быть минималистичным, красивым, без золота и перегрузки резьбой.
Предметы из коллекции Castes
Поделитесь своими ближайшими планами. Как будет дальше развиваться коллаборация?
Мы разрабатываем коллекцию и дальше. Есть много мыслей, которые мы фильтруем, останавливаем себя в желании сделать все. Тщательно выбираем, что будет соответствовать нашему образу. В 2023 году у нас случилось много знаковых событий, и мы хотим завершить год персональной выставкой в России, поэтому сейчас ищем подходящее пространство. После этого будет важно собрать фидбек и доработать дизайн, чтобы продукт стал еще лучше на мировом уровне, чтобы дизайнеры могли использовать его в своих проектах. Хочется расширить наш круг потенциальных клиентов и ближе подойти к искусству, привлечь внимание крупных российских коллекционеров. Интерес этой аудитории к дизайну пока еще не очень высокий. Летом один из предметов коллекции мы представили на аукционе VLADEY, который курировала Надежда Ананьева. Это тоже синтез искусства и дизайна, которого нам хотелось бы касаться.
На обложке: Дарья Болховитина, Сергей Мартынов, Семен Лавданский.