Свежее прочтение африканского дизайна в проектах Джомо Тарику
Американский дизайнер родом из Кении Джомо Тарику создает мебель, глубоко укорененную в культурном наследии Африки. Вся его практика направлена на прославление богатого творческого ландшафта родного континента, а каждая деталь предметов рассказывает свою, особенную историю.
В биографии Джомо Тарику тесно переплетаются три страны: дизайнер родился в Кении, вырос в Эфиопии, а профессиональное образование получил в США. Тарику рисовал с самого детства: чаще всего объектами для скетчей становились диковинные артефакты, привезенные его отцом из разных стран. В 1980-х будущий дизайнер перебрался в Канзас, где по воле случая и совету профессора местного университета начал изучать индустриальный дизайн. С самого начала своей карьеры Тарику решил сфокусироваться на современном африканском дизайне: опираясь на наследие локальных ремесленников, он стремился изменить шаблонное представление о творчестве континента. Сейчас дизайнер живет в Вашингтоне, а креативную деятельность совмещает с работой специалистом по Data Science.
Международное признание Джомо Тарику получил в 2017 году, когда он представил дебютную коллекцию мебели и собственный бренд Jomo Furniture. Помимо предметного дизайна, важную роль в профессиональном пути Тарику занимает проект Black Artists + Designers Guild, направленный на развитие инклюзивности в индустрии.
Табуреты Ashanti
Метод
Формирование современного африканского дизайна — основной ориентир в практике Джомо Тарику, которого он придерживается до сих пор. Постоянно изучая культуру и историю родного континента, он осмысляет их при помощи новых материалов и технологий. Несмотря на необычные, привлекающие внимание формы, все предметы дизайнера функциональны и нацелены на то, чтобы вписываться в современные пространства. Тарику вдохновляется элементами африканской культуры, но при этом не использует их буквально: в его мебели эти мотивы органично вписываются в характер и практическое назначение предмета.
Когда люди пытаются дать определение африканскому искусству и дизайну, они прежде всего думают о традиционных масках, шкурах, поделках и старинных объектах, но точно не о подобной мебели.
Фото: Jared Soares
Создание любого предмета из линейки Jomo Furniture начинается с наброска и 3D-модели. Первый прототип будущих объектов дизайнер любит делать самостоятельно, но особенно сложные концепции Тарику передает в работу Дэвиду Бонхоффу — специалисту по производству мебели и столяру, с которым он успешно сотрудничает начиная с дебютной коллекции.
Знаковым проектом Джомо Тарику стал стул с тремя ножками — модель, распространенная в Эфиопии и других странах Африки и окружавшая дизайнера все его детство. Узнаваемая форма положила начало множеству других изделий Тарику, которые так или иначе восходят к его культуре.
Традиции моей родной земли — это то, что вдохновляет меня снова и снова. Работая над новыми концепциями, я каждый раз думаю о том, как могу синтезировать африканскую культуру и современный дизайн, рассказав историю.
Проекты
Стул и табурет Nyala
Название и форма серии Nyala отсылает к ньяле — разновидности горной антилопы, рога которой и вдохновили дизайнера на создание предметов. Так, изогнутые подлокотники и ножки деревянного стула стали олицетворением динамичного характера животного. Тираж модели ограничен тысячей экземпляров: каждый из них символизирует одну антилопу, обитающую в зоне гор Бейл в Эфиопии и поднимает проблему исчезновения этого вида. В дополнение к стулу дизайнер создал и табурет с перекликающимися изящными ножками.
Стул MeQuamya
При создании стула MeQuamya Джомо Тарику обратился к другому традиционному мотиву — T-образным молитвенным жезлам, которые использовались в эфиопских православных церемониях. Дизайнер взял за основу артефакты, найденные в древних церквях и датируемые XVI веком. С помощью сдержанного, визуально миниатюрного, но функционального дизайна автор предлагает поразмышлять о значимых моментах в жизни.
Табуреты Boraatii, Dogon и Ashanti
Табурет Boraatii
Три табурета геометрической формы рассказывают о традиционных мотивах африканской культуры. Например, модель Boraatii отсылает к подголовникам, которые пастухи использовали для сохранения сложной прически в положении лежа. Dogon вдохновлен креслом духовного лидера племени догонов, а Ashanti сочетает в себе два ключевых символа одноименного королевства: трон правителя и золотые одеяния духовного целителя. Все три предмета можно использовать в качестве приставных столиков.
Табурет Dogon
Табурет Ashanti
Фото на обложке: Jared Soares.
Все фото: Jomo Tariku.