Модная мебель Рика Оуэнса
Свою мебель Оуэнс считает модной линейкой — его предметы массивны, почти всегда сделаны из тяжелых и редких материалов и напоминают архитектурные памятники, делаются на заказ, но в куда более медленном темпе, нежели это происходит в фэшн-индустрии. Дизайнеру удается успевать везде — при том, что Rick Owens до сих пор остается одним из немногих независимых модных домов Парижа.
Американский модельер и дизайнер мебели Рик Оуэнс родился в 1962 в городе Портервилль, Калифорния, в семье американца и мексиканки. Три года он отучился в Колледже Отиса Искусства и Дизайна, где изучал живопись, а потом перешел учиться в Торговый технический колледж Лос-Анджелеса, где получил специальность дизайнера одежды. «Эскизы красивые, но слишком нереальные, — скажет потом дизайнер, вспоминая о своем художественном образовании в контексте дизайн-практики. — Не думаю, что я хоть когда-то делал наброски».
В 1994 году дизайнер начал выпускать собственный одноименный бренд Rick Owens, а почти десять лет спустя в облегающей кожаной куртке Оуэнса засветилась Кейт Мосс и не где-нибудь, а на обложке Vogue Paris. Так дизайнер получил международное признание и поддержку самой Анны Винтур, главного редактора американского Vogue, а за ней — и других знаменитостей. Струящуюся асимметричную одежду Rick Owens примерили дивы от Мадонны и Рианны до Карин Ройтфельд и Лары Стоун.
Кресло из алебастра в духе брутализма
В то же время, в середине 2000-х, Оуэнс начал экспериментировать с мебелью. Его первые предметы — как правило, монолитные — отличались графичными формами, удивительным образом замиксованными с органическими скульптурами вроде настоящих оленьих рогов. С тех пор ему удается почти невозможное, например, сочетать панк с минимализмом, а абстракцию американца Фрэнка Стеллы с деформированными холстами Стивена Паррино. Оттачивал стиль дизайнер уже в Париже, где работал под патронажем парижского галериста Филиппа Жуса из Jousse Entreprise. Сегодня мебель дизайнера представляет лондонская Carpenter's Workshop Gallery, где на днях прошла выставка мебель Оуэнса «Glade». Куратором выступила жена и творческий партнер дизайнера Мишель Лами, с которой они вместе уже четверть века.
Фрагменты экспозиции «Glade» в Carpenter's Workshop Gallery
Собранные в рамках этой экспозиции работы, в первую очередь, обращаются к архитектуре брутализма и интерьерам 1960-х годов. «Я начал с брутализма, а потом объединил его с арте повера, так же, как ар-деко смешался с ар-нуво», — комментирует Оуэнс. Жонглирование стилями — это то, что по-настоящему будоражит его. «В Центре Помпиду есть зал Джузеппе Пеноне, заполненный лавровыми листьями. К нему примыкает другой — войлочный зал Джозефа Бойса. Это, по-моему, идеальный дом», — добавляет Оуэнс.
Это, разумеется, не первый опыт работы дизайнера с выставочными пространствами. В 2016-м выставка «Rick Owens: Furniture» прошла в музее современного искусства в Лос-Анджелесе (MOCA), а год спустя с ретроспективой творчества дизайнера выступил Музей Triennale di Milano. Оформлением экспозиции он занимался лично.
Стул Stag
За годы экспериментов в области мебельного дизайна Рик Оуэнс успел поработать с самыми разными материалами и текстурами, от бетона до кости. Эталоном стала разработанная в партнерстве с Carpenter's Workshop коллекция Prehistoric. Предметы из окаменевшего дерева и камня были дополнены сколами и царапинами и воплощали собой концепцию «нового варварства» — она станет визитной карточкой дизайнера.
Есть в арсенале дизайнера и предметы-манифесты, например, интересно текстурированные французские шерстяные одеяла. «Моменты войны напоминают нам о хрупкости мира и необходимости ценить свою безопасность», — говорит дизайнер. Его фирменное кресло, Single Prong Bench, полностью сделано из алюминия и отличается выразительной формой с выдающимся вперед зубцом. Это, своего рода, манифест, заявляющий отказ от излишеств в пользу «камня у костра» — как когда-то в древности.
Single Prong Aluminium
Почти в одиночку Рик Оуэнс сумел сделать то, к чему стремились многие модные дома, но потерпели неудачу, — создал дизайн, который пользуется одинаковой популярностью как в сфере моды и дизайна, так и в сфере искусства. Причем переход из одной сферы в другую дизайнеру только на руку, потому что позволяет работать на всех уровнях создания образа, от внешнего (мебель) до более личного (одежда).