Диана Воуба: «Игра — это самый важный творческий процесс в жизни»
В творческой биографии и портфолио Дианы Воуба можно встретить бесчисленные живописные серии, персональные выставки в разных странах, коллекцию фарфоровых статуэток, вдохновленных кавказскими мотивами, и многое другое. Но ее ключевым на сегодняшний день проектом стал «Город – Алфавит», увидеть который сейчас можно в Культурном центре ЗИЛ на одноименной выставке. Узнали у художницы, как она решила работать на стыке искусства и дизайна, чем ей близки идеи русского авангарда, и как творчество связано с игрой.
О творчестве как исследовании
В 1995 году я написала свой первый «Камертон» – геометрическую абстракцию в синем, – и это было сродни озарению. Позже выяснилось, что она построена по принципу золотого сечения. В дальнейшем я начала осознанно использовать эти соотношения в каждом произведении, запретив себе всякую вольность в построении композиций. Разве не удивительно, что в сотворении всего сущего можно разглядеть «золотые» пропорции, универсальное проявление структурной гармонии? Эта гармония, как выражение человеческой совести в искусстве, стала не только объектом моего исследования, но и духовной практикой.
Работы из серии «Геометрическая абстракция». Фото: Диана Воуба
О корнях и любимых жанрах
Я родилась в Абхазии, поэтому она ассоциируется у меня со счастливым детством. Именно в этот период формируется характер человека: горы дарили мне чувство бесстрашия, море — ощущение свободы, а законы предков научили аскетизму. Взрослея, я поняла, что не все так безоблачно в нашем прекрасном крае, как и в мире в целом. История и образы Абхазии нашли отражение в разных этапах моего творчества. Так, в 1988 году я написала серию по мотивам романа «Последний из ушедших» о гибели народа; в 2008 — портреты абхазской молодежи; в 2014 создала живописный цикл «Дорога домой»; а в 2016 выпустила коллекцию фарфоровых статуэток «Горец».
Жанры для меня — это всего лишь инструменты, с помощью которых реализуются те или иные идеи.
Выбор жанра всегда продиктован идеей: например, если нужно передать ощущение бескрайнего пространства, то лучше всего это выразить в живописи.
О серии «Город-Алфавит» и русском авангарде
На создание серии «Город-Алфавит» меня вдохновили жизнестроительные идеи авангарда. После развала СССР в Россию хлынула западная продукция; советский дизайн был забыт, а российский еще не появился. Невозможно было купить что-то приличное в подарок местного производства, поэтому мне хотелось создать нечто новое взамен набившим оскомину «водкаматрешкам». Так я начала работать на стыке искусства и дизайна: сначала разработала линию «Кокошник как русский космос», которая потом воплотилась в коллекционном фарфоре и паблик-арте. Но этого оказалось недостаточно — возникла необходимость создания нового визуального языка, благодаря чему и появился художественно-игровой конструктор «Город-Алфавит», универсальный язык из 64 геометрических знаков. Позже мои комбинированные знаки начали воплощаться в материале: коврах, изделиях из керамики и фарфора, арт-объектах, живописи, паблик-арте и предметах мебели.
Серия «Кокошник как русский космос». Фото: Диана Воуба
Об игре в творчестве
Давайте представим искусство как игру. Казалось бы, канон лишает автора свободы самовыражения. Но, так же как и в любой игре, правила не мешают ни изобретательности, ни границам вариаций. Стиль игры зависит от характера игрока, а комбинации знаков создают новые вибрации, которые могут резонировать с тем или иным пространством, претворяя мир новых форм в реальность повседневной жизни. Поэтому для меня игра — самый важный творческий процесс в жизни.
О новой жизни «Алфавитян»
Недавно мои фигурки из серии «Город-Алфавит» получили новое воплощение, став одними из первых объектов паблик-арта в рамках столичного фестиваля «Здесь и сейчас». Все началось с того, что мы решили обсудить с куратором события идею возможной инсталляции из знаков алфавита. Увидев нескольких «Алфавитян», выполненных в дереве, организаторы предложили сделать из них большие объекты. Смысл этого арт-проекта заключается в тесной взаимосвязи с городским пространством, для которого он разрабатывается, и мне оставалось вписать уже готовые объекты в подходящее место.
Фигурки «Алфавитян» на фестивале «Здесь и сейчас». Фотография предоставлена пресс-службой
По мнению команды проекта «Здесь и сейчас», «Алфавитяне», «приземлившиеся» на лужайке посреди больших деревьев перед главным входом в здание, органично вписались в среду. Ведь ЗИЛ — один из лучших памятников конструктивизма 1930-х годов, а «Алфавитяне» сложены из знаков художественно-игрового конструктора «Город-Алфавит». ЗИЛ — территория бывшего Симонова монастыря, а «Алфавитяне» созданы по божественным лекалам. Еще интересно то, что брендированные цвета Дворца культуры и авангардной триады «Алфавитян» идентичны друг другу.
Экспозиция выставки «Город-Алфавит» в Культурном центре ЗИЛ. Фотография предоставлена пресс-службой
О важности паблик-арта
Мне кажется, в паблик-арте тоже заложены принципы жизнестроительства, потому что правильно структурированные образы могут менять среду в лучшую сторону. Художник выстраивает диалог с местом посредством своего произведения и воздействует на неподготовленного зрителя, пытаясь вырвать его из состояния безучастности к окружающему и привести к творческому осмыслению действительности. Паблик-арт также снижает токсичность мегаполиса, делает видимым пространство. Искусство становится доступным большему количеству людей, заряжает их творческой энергией и креативностью.
О текущих проектах и творческих мечтах
Помимо выставки в Культурном центре ЗИЛ, сейчас я также принимаю участие в II Международной биеннале современного искусства Кавказа. Существуют сложившиеся стереотипы о кавказцах, а эта выставка призвана познакомить москвичей с творчеством современного региона и этнических кавказцев, живущих за пределами республик. На биеннале я представляю свою родную Абхазию, выставляю нетканый гобелен из серии «Город-Алфавит».
Мастерская Дианы Воуба. На переднем плане — гобелен из серии «Город-Алфавит»
Сейчас моя мечта — построить город целиком из «Алфавита», от космолетов и городской архитектуры до скульптур на площадях, интерьеров, предметов быта и одежды.
Выставка Дианы Воуба «Город-Алфавит» открыта до конца октября.
Фотография на обложке предоставлена пресс-службой.