Дизайн как искусство Уэндела Касла
2-7 мая в Нью-Йорке пройдет TEFAF – американская версия консервативной европейской ярмарки классического искусства. Одно из важных событий – посмертная выставка отца-основателя биоморфного органического дизайна Уэндела Касла «Wendell Castle: A new vocabulary». Она пройдет параллельно с ярмаркой, под вывеской нью-йоркской Friedman Benda Gallery.
Куратор выставки Гленн Адамсон, старший научный сотрудник Йельского университета и бывший директор Музея искусства и дизайна в Нью-Йорке, представит экспозицию, охватывающую 60-летнюю карьеру легендарного дизайнера, от форм и объемов, заявивших новый стиль, до новаторских методов работы с материалами, включая авторский метод работы с деревом.
Я думаю, есть три типа людей. Люди, которые заставляют вещи происходить, люди, которые наблюдают за происходящим, и люди, которые задаются вопросом, что же произошло. Давайте будем первыми.
Уэндел Касл родился в 1932 году в Канзасе. В 1958 году в Университете Канзаса он получил степень бакалавра в области промышленного дизайна, а спустя еще три года освоил профессию скульптора. После учебы он переехал в Нью-Йорк в надежде стать скульптором, но судьба распорядилась иначе. Поворотным в его карьере стала преподавательская деятельность в Школе американских мастеров при Рочестерском технологическом институте, где он придумал свой собственный способ работы с деревом. Вместо того, чтобы собирать мебель из готовых кусков дерева, Касл склеивал деревянные пластины в многослойные ламинации и вырезал готовые предметы из этих заготовок. Техника позволяла экономить время и материалы, а еще – создавать скульптурные формы, недоступные при использовании традиционных технологий изготовления мебели.
В 1964 году на Triennale di Milano Касл представил свой пюпитр для нот. Необычная «органическая» форма предмета привлекла внимание журналистов, включая авторов Time и Life – о деревянной мебели Уэндела Касла вдруг заговорили. И все-таки этого было недостаточно, чтобы удерживать внимание долго – а Касл был человеком амбициозным, о чем сам нередко говорил, – так что дизайнер начал экспериментировать. Например, с имитацией материалов. Один из таких проектов – скульптура часов Ghost Clock, будто бы вырезанных из красного дерева и занавешенных белой простыней. На самом деле, она вся полностью сделана из дерева.
Слева – Music Stand, справа – Ghost Clock, Уэндел Касл.
Потом было знакомство с творчеством Жака-Эмиля Рульмана, важного представителя стиля ар-деко. Касл наткнулся на несколько произведений Рульмана в подвале нью-йоркского Музея искусств, где они пылились с 1929 года, и был «очень впечатлен» качеством изготовления предметов. С другой стороны, Касл пришел к выводу: независимо от того, как хорошо она сделана, мебель по дизайну Рульмана никогда не станет искусством. Тогда он задумался: что же делает мебель искусством?
Есть мебельные дизайнеры, которые называют себя «художниками», но это не значит, что их работы можно оценивать наравне с искусством – живописью или скульптурой. Предметы Касла же уверенно существуют в обоих мирах. Созданные как предмет искусства, они тем не менее являются полностью функциональными. «Я не думаю, что есть какое-то определение искусства, и когда меня спрашивают, как я делаю мебель, которая становится искусством, я могу сказать наверняка только одно: я не делаю ее “искусной”, как это делают многие другие», – говорил дизайнер в одном из интервью.
Посвятив свою жизнь дереву (с пластиком он тоже работал, но совсем недолго), он, как ни странно, заявлял о своем «неуважении» к этому материалу: «С чем бы вы ни работали, не надо думать о ценности этого материала. Думайте о любом материале, как о глине. Сам по себе он не имеет никакой ценности. Только то, что вы делаете, придает ему ценность». Осваивая разные стили, Касл впоследствии вернулся к тому, с чего начинал. Его последние работы напоминают ранние, но в более чистом, утонченным видом.
Уэндел Касл умер 20 января 2018 года, в возрасте 85 лет, в Рочестере. Его работа и философия изменили наше восприятие дизайна: оказалось, что мебель может быть формой искусства, не уступающей по своей ценности другим, более классическим, дисциплинам.
Выставка «Wendell Castle: A new vocabulary» пройдет в даты ярмарки TEFAF, 3‑7 мая, в Нью-Йорке, в нью-йоркской Friedman Benda Gallery
(адрес: 515 W 26th St).