Команда DA bureau: «Мы уверены: каждый интерьер должен рассказывать свою уникальную историю»
DA bureau — молодая, но уже успевшая занять ведущее место в своей нише команда архитекторов из Петербурга. За восемь лет работы студия перевернула представления о типичных интерьерах ресторанов: все благодаря фирменному целостному подходу к проектированию. Мы поговорили с архитекторами бюро Марией Романовой и Елизаветой Жолтой о главных челленджах в работе, принципах сторителлинга и создании общественных пространств, которые улучшают среду вокруг.
Мария Романова ведущий архитектор, сооснователь DA bureau
Елизавета Жолтая ведущий архитектор и партнер DA bureau
История DA Bureau началась с университетской дружбы основателей: кажется, что именно этот фактор во многом повлиял на дальнейшее формирование коллектива. Что для вас важно при отборе специалистов в команду?
Прежде всего мы ищем единомышленников — людей, которые разделяют наши ценности, заинтересованы в росте и улучшении среды вокруг себя, а не только в зарабатывании денег. Если мы видим в человеке целеустремленность, желание учиться, создавать что-то классное, развиваться и набираться опыта, то с удовольствием предлагаем ему место в команде. Атмосферу в бюро можно сравнить со стартапом: у нас довольно дружный коллектив, мы часто проводим свободное время вместе, потому что рассматриваем свою деятельность не как работу, а как образ жизни.
Что оказалось самым сложным восемь лет назад, в момент запуска студии?
Основной вызов, с которым сталкивается любой молодой и неокрепший специалист — недостаток опыта в стройке. Сейчас это стало нашей сильной стороной, потому что за время работы удалось добрать недостающих компетенций. Однако на первых объектах было довольно тяжело: в институте не рассказывают, как общаться со строителями и какую рабочую документацию нужно им выдавать. Принципы бюро опираются на архитектурное образование — нам важно работать с объемом, а не с плоскостью. С самого начала мы стремились воплотить этот подход в создании интерьеров, что восемь лет назад было редкостью. Именно поэтому на первых этапах мы отказывались от многих крупных заказов: просто понимали, что клиенты не разделяют наши ценности. Приходилось без выгоды брать проекты, которые могли бы стать сильным высказыванием.
Ресторан Matsu Izakaya & Roku bar. Фото: Сергей Мельников
Изменился ли со временем подход к выбору проектов, за которые вы готовы взяться?
Так как сейчас у бюро уже сложилась определенная репутация и узнаваемый стиль, к нам идут исключительно за нашим видением. Мы понимаем, что если человек обратился к нам, то он точно знает, какой результат получит. Поэтому таких проблем уже нет.
Наше бюро — про улучшение общей атмосферы вокруг. Именно поэтому мы в большей степени занимаемся общественными пространствами.
Как на проектах отражается архитектурный бэкграунд основателей и большей части команды?
Для нас это основа, которая воплотилась в базовом методе работы бюро: мы всегда работаем с объемом и никогда — с плоскостью. Ключевыми для нас являются принципы большой архитектуры: грамотно организованное пространство и его логистика. В таком случае декор — абсолютно вторичен.
Какие проекты бюро вы считаете особенно значимыми?
Нам очень повезло: таких проектов у нас много, причем они случаются регулярно. Наверное, первым из них стала квартира «с красным контейнером» — наш дебютный серьезный жилой объект. Пространство площадью 300 квадратных метров с большим количеством комнат организовано без единого коридора; кроме того, во всех помещениях преобладает естественный свет.
Именно в этом проекте наши пространственные и архитектурные принципы сформировались в крепкую базу.
Проект квартиры К23. Фото: Борис Львовский
Следующим знаковым проектом стал, конечно, петербургский ресторан Birch — переворот среди заведений в сегменте fine dining. Тогда никто не мог представить интерьеры подобных ресторанов с полубарной посадкой, выполненные всего в трех материалах — бетоне, дереве и стали. Здесь нет никаких элементов декора: все очень функционально и четко, но при этом пространство получилось уютным и камерным, в том числе благодаря продуманным сценариям освещения. Даже спустя время этот проект задает высокую планку в своей категории.
Ресторан Birch. Фото: Сергей Мельников
Еще один важный для нас кейс — фуд-холл City Food. Это самое большое общественное пространство (более 5000 квадратных метров), реализованное бюро. Важно сказать, что он расположен в спальном районе Петербурга — не самом популярном направлении для гастроэнтузиастов.
Никто не верил, что наша концепция может «выстрелить», так как мы хотели переформатировать стандартное поле пластиковой мебели в качественное гастропространство, но от этих сомнений wow-эффект только усилился.
После этого прецедента запустилась целая цепочка реноваций фуд-кортов в торговых центрах. Но это тот случай, когда приятно, что тебя копируют, — значит, нам действительно удалось изменить индустрию.
City Food — классический пример теории разбитых окон (теория, согласно которой видимые результаты мелких правонарушений и вандализма – мусор в парках, разбитые стекла, граффити на стенах и т.д. – провоцируют внутри общества повторение этих действий — прим. ред.). Хотя нам все говорили, что посетители быстро испортят мебель, мы подумали, что если создать качественно новое пространство для людей, тогда они станут по-другому к нему относиться. Так и вышло: теперь сюда приходят, чтобы приятно провести время, как в кафе или ресторан. Вместе с интерьером изменилась публика, которая им пользуется.
Фуд-холл City Food. Фото: Сергей Мельников
Другой наш прорыв — кинотеатр «Мираж». В этом проекте мы переосмыслили изначальную функцию пространства: сюда приходят не только чтобы быстро купить билеты и убежать на сеанс, но и просто погулять, насладиться атмосферой места.
Визитная карточка DA bureau — общественные интерьеры. Почему вы работаете преимущественно в этой нише?
Мы изначально решили сконцентрироваться на общественных интерьерах, потому что хотим изменять среду и доносить классный дизайн до максимального количества людей. В частных проектах можно воплощать те же идеи, но для малого круга пользователей.
У нас в бюро есть любимое высказывание: «Самый любимый проект — это тот, над которым ты работаешь в данный момент».
Одна из важных составляющих философии студии — прием сторителлинга. Расскажите, как вы используете его в проектах?
Сторителлинг — это наша фишка. Мы уверены, что каждый проект должен рассказывать свою уникальную историю. Это позволяет всем интерьерам быть особенными, а также лучше раскрывать концепцию проекта целиком. Помимо сторителлинга, мы стараемся работать на стыке архитектуры и маркетинга. Проектировать интерьер таким образом, чтобы он влиял на эмоции и поведение людей.
OSSU eatery. Фото: Сергей Маслов
Интерьер для нас — это не просто красивая картинка; он должен работать. Все наши проекты коммерчески успешны, потому что мы подходим к продукту комплексно — занимаемся логистикой, визуальным образом, иногда вместе с заказчиком дорабатываем внутренние процессы.
Мы рассказываем визуальную историю интерьера в том числе с помощью мебели. Именно поэтому большинство предметов в наших проектах — кастомные, созданные локальными производителям.
Какой совет вы бы дали молодым дизайнерам и архитекторам, которые только начинают свой путь?
Не идти в профессию, если ваша цель — это зарабатывание денег. В архитектуре и дизайне ты всегда находишься на грани между тем, чтобы свалиться в продажу диванов и растерять весь свой талант и потенциал. Поэтому эту специальность стоит выбирать, если есть желание улучшать среду, создавать что-то креативное. Мы убеждены: если все делать правильно и от чистого сердца, коммерческая составляющая всегда приложится.
Магазин Radius 58. Фото: Сергей Мельников
Расскажите о ближайших планах бюро.
Несмотря на сложную обстановку в мире, нам очень хочется попробовать себя на международной арене. При этом из России мы уходить не собираемся, потому что работа здесь для нас важна идеологически, но и добавить немного конкуренции не помешает. Кроме того, мы мечтаем поработать в формате, когда ты сам себе и заказчик, и исполнитель. Даже начали движение в этом направлении: пробуем заняться редевелопментом, но это уже совсем другая история.
Ближе познакомиться с принципами работы команды, услышать полезные советы и получить ответы на актуальные вопросы можно на лекции, которая состоится 6 апреля в екатеринбургском ИЦ ARCHITECTOR.
На обложке: кинотеатр «Мираж». Фото: Инна Каблукова.