Q&A: Юлия Юсма
Совсем недавно завершилась ярмарка молодого современного искусства blazar, официальный спутник Cosmoscow. На втором выпуске ярмарки свои работы представили более 80 участников, среди которых — Фонд поддержки современного искусства Якутии. AyarKut показал свой первый проект, стенд шести художниц из самого холодного региона России, под кураторством Юлии Юсмы — директора HSE ART GALLERY.
Чем ты занимаешься, в каком направлении работаешь?
Уже несколько лет я курирую выставочную площадку Школы дизайна НИУ ВШЭ, HSE ART GALLERY, и параллельно работаю независимым куратором. В Школе мы много экспериментируем с форматами: устраиваем выставки студентов и приглашенных кураторов и художников, часто объединяем совсем молодых авторов и уже состоявшихся профессионалов в работе над общими проектами. Из-за этого у галереи достаточно взбалмошный выставочный план — у нас проходят и относительно традиционные выставки визуального искусства на определенные темы, решающие исследовательские задачи, и выставки, создающие специальный опыт для зрителей и для участников. Например, проекты, полностью построенные на звуке и свете, без единого холста или выставочного объекта в галерее.
Наше пространство некоммерческое, но мы помогаем нашим студентам в поиске возможностей для сотрудничества с аукционами, галереями и брендами, работающими с молодым искусством, участвуем в ярмарках современного искусства, представляя наших художников. Как директор я подключена ко всем этим процессам, плюс регулярно сама курирую проекты. Задачи приходится решать самые разнообразные, здесь много свободы и радости для меня.
Когда ты решила, что станешь заниматься кураторством?
Честно говоря, я никогда не принимала специального решения. Совершенно не могу вспомнить свою точку входа в современное искусство. Я занимаюсь им в разных формах уже около 15 лет, по-другому как будто и не могло быть.
Так сложилось, что я всегда создавала именно площадки, а не отдельные проекты или выставки. Сначала вместе с партнерами мы открыли небольшую галерею «Комната» при театре, затем было «Новое крыло Дома Гоголя» в здании библиотеки. Параллельно работала с большими проектами в области культуры (биеннале и ярмарки) в качестве продюсера, получила разносторонний опыт, который мне сейчас очень помогает.
На кого ты училась, и как это отразилось на твоей деятельности?
У меня было две попытки получить высшее образование, но оба опыта скорее негативные. Я училась и на режиссера, и на фотографа (вообще, у меня есть личный творческий бэкграунд, который сейчас уже совсем превратился в хобби), но мне как-то сильно не везло с вузами. Обе попытки столкнули меня с устаревшей и очень скучной системой образования, которая не поощряла ничего, что мы сейчас считаем актуальным. Например, комментарием художнику, который работает с цветной фотографией, мог стать упрек в бесталанности и лишней изобретательности. В противовес приводились абсолютно стандартные пленочные черно-белые снимки пейзажей полей, затянутых туманом. Мне было не очень интересно, поэтому я ушла и начала заниматься тем, что мне ближе.
Завидую современным студентам — обучение сейчас выглядит очень захватывающим процессом, возможностей для художников и дизайнеров намного больше. Среди преподавателей огромное количество молодых действующих профессионалов, которые готовы к тому, что искусство может быть очень разным.
Где ты работаешь над своими проектами?
Из галереи, когда много встреч, или из дома, когда нужно сосредоточиться на большой задаче, требующей серьезной концентрации. Мы хорошо наладили рабочие процессы с командой галереи, так что я могу себе позволить определенную мобильность.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Конечно, HSE ART GALLERY. Выставок было так много, что выбрать какую-то одну очень сложно. Зато у меня есть любимые авторы, с которыми я работаю уже много лет, и мне всегда интересно и важно делать что-то в сотрудничестве с ними. Среди них — Иван Горшков, Данини, Протей Темен, Дмитрий Кавка.
Из последнего и очень приятного — я курировала стенд Фонда поддержки и развития молодого искусства Якутии AyarKut на ярмарке blazar. У Фонда огромные планы на будущее и потрясающие задачи — развивать культурный капитал края, оплачивать стажировки и обучение для молодых художников, организовывать резиденции, фестивали, консультировать совсем юных художников по части стратегии развития их карьеры и многое другое. Стенд на ярмарке стал первым серьезным шагом в публичном поле для фонда. Я благодарна за оказанное доверие и вообще за опыт. Якутия очень разнообразная, ее художники умеют работать с традиционными культурными кодами, переводя их на современный визуальный язык. Это искусство с большой заботой и вниманием относится к миру, к экологической повестке.