Q&A: Ceramicatelie
Анна Мамаладзе и Елена Песко – основатели студии Ceramicatelie – создают работы на грани галерейной и авторской керамики. Художницы отдают предпочтение лепке жгутами и дополняют свои изделия неожиданным декором — например, стеклом, металлом или деревом.
Расскажите, чем вы занимаетесь, в какой технике работаете?
Мы художники-керамисты — создаем скульптуры, арт-объекты, вазы, блюда и настольные лампы. Под каждую работу мы подбираем технику для решения конкретной задачи, но чаще всего это ручная лепка жгутами. Такой способ дает возможность создать изделия любой формы и размера, а также почувствовать материал. Каждая работа уникальна и создана в единичном экземпляре, но в то же время все объекты связаны между собой и образуют единую коллекцию. Основная часть работ посвящена подводному миру, природным формам и фактурам, другая основана на эмоциях, полученных в путешествиях.
Когда вы решили, что станете заниматься керамикой?
Анна: С керамикой меня познакомила моя учительница по искусству еще в школе. Первые работы я создала в 16 лет и год осваивала этот материал. Волею судьбы вернулась к полноценной работе с керамикой после 2004 года.
Елена: Заниматься керамикой я начала 20 лет назад, проходила курсы в «Центре ремесел» на Масловке по декору керамики и лепке из шамотной глины. Вместе с Анной мы создали студию Ceramicatelie, работаем бок о бок, поддерживаем друг друга и помогаем в воплощении творческих идей.
На кого вы учились, и как это отразилось на вашем творчестве?
Анна: У меня три профессии. Одно из образований было связано с дизайном тканей и одежды, другое — с декорированием жилых пространств, но именно керамика стала делом жизни. Все специальности дали мне хорошее базовое образование в понимании формообразования и цвета, умении трансформировать полученный опыт в творческую идею.
Елена: Моя первая профессия, связанная с проектированием и строительством, была далека от керамики, но до сих пор помогает мне в поиске гармонии частей и целого.
Где вы работаете над своими проектами?
Анна: В самом начале проекта Ceramicatelie мы арендовали помещение на базе Экспериментального творческо-производственного комбината «Воронцово», где работали мэтры российской керамики. К сожалению, эта эпоха закончилась, и сейчас у нас новая мастерская.
Елена: В основном создание изделий происходит в мастерской, но часто я работаю дома или на природе, которая остается для меня неиссякаемым источником вдохновения.
Какой свой проект вы любите больше всего?
Анна: Первая выставка — всегда самая волнительная, и потому запоминается очень ярко. Для меня самой любимой остается экспозиция в лондонской галерее Atlas совместно с Георгием и Константином Тотибадзе.
Елена: Мне дороги все проекты и работы, но первые шаги и успехи для меня незабываемы. Например, когда в 2008 году я заняла первое место в разделе керамики на «Ассамблеи искусств».
Какая у вас цель в творчестве?
Анна: Керамика, как многие другие профессии, требует постоянного совершенства и поиска новых идей, своего уникального стиля.
Елена: Поиск гармонии, красоты и света внутри себя — вот моя цель. Ведь каждая работа несет энергетику автора, передает его настрой и посыл.
Какие у вас хобби, и как это влияет на вашу творческую практику?
Елена: Когда мне надо переключиться, занимаюсь реставрацией и росписью старой мебели для своих друзей и близких.
Какие книги сейчас лежат у вас на прикроватном столике?
Анна: За долгие годы была собрана большая коллекция книг по искусству, истории стилей, архитектуре, моде, керамике и стеклу. Но, наверное, самые часто просматриваемые книги в последнее время — это фотоальбомы с подводным миром.
Елена: Люблю читать книги по архитектуре, живописи, смотреть документальные фильмы о микро- и макромирах. Особая любовь — это история человечества и цивилизации.
Расскажите про фильм, который вы посмотрели недавно и рекомендуете?
Анна: Меня очень вдохновляют автобиографические фильмы про художников. Из последних кинокартин меня восхитила The Human Voice («Человеческий голос») Педро Альмодовара.
Откуда вы узнаете, что происходит в мире?
Анна: Сегодня существует огромное количество платформ и ресурсов с полезной информацией. Например, WGSN, который прогнозирует и анализирует будущие тренды, а также ведущие галереи мира и крупнейшие выставочные площадки искусства — Art Miami, Maison & Objet, The Phillips Collection и т.д.
Расскажите что-нибудь, что вы узнали недавно и что вас поразило.
Елена: Поражает современный мир. Например, прошло много тысячелетий, а ничего не меняется — как сам человек, так и многие виды его творческой деятельности, в том числе керамика. Авторская, ручная, подобная самым древним образцам — она как связующее звено между прошлым и настоящим.